Оксана Скворцова
Требования ФГОС до к организации РППС
▼ Скачать + Заказать документы
В системе дошкольного образования в связи принятия ФГОС детские сады могут вполне реально осуществлять изменения развивающей среды ребенка.
В соответствии с Стандартом развивающая предметно- пространственная среда должна :
1. Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
3. Способствовать профессиональному развитию педагогических работников.
4. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
Публикация «Требования ФГОС до к организации Рппс» размещена в разделах
5. Создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования.
6. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Для реализации ключевых функций РППС : образовательной, развивающей и воспитательной, стимулирующей. Среда должна быть:1) содержательно-насыщенной, 2) трансформируемой, 3) полифункциональной, 4) вариативной, 5) доступной и 6) безопасной. (п. 3.3.4)
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
• реализацию содержания образовательных областей через стимулирование и интеграцию видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.);
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;.
Группы в детских садах, обычно, небольшой площади. В маленьком пространстве не так просто сразу устроить все необходимые зоны для детей. Здесь на помощь приходит мебель, которую можно складывать, перемещать. Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.
3) Полифункциональность пространства. Этот принцип граничит с предыдущим. Мебель в группе должна быть не только трансформируемой, но и выполнять различные функции. Принцип предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм ит. д. ;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленных способов употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе предметов –заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. А. Б. Теплова утверждает: «Мы живем в таких условиях, которые нужно использовать полностью, не закрывать детей в группе. Это касается и вертикального пространства в группе и горизонтального пространства всего ДОУ». Так на помощь педагогу может прийти технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Клубный час», которая предполагает, что один раз в неделю дети будут свободно перемещаться по всей территории детского сада
• Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.»
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
«В ДОУ для ребенка не должно быть барьеров – по росту, по запретам. Он должен свободно доставать до любого необходимого предмета» - отмечает А. Б. Теплова.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (3.4) Этот компонент многогранный, так как необходимо учитывать психологическую, духовную и телесную составляющую ребенка.