Кристина Брусенцева
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Требования к организации
развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС.
Воспитатель: Брусенцева Кристина Васильевна
2018 г.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением ФГОС были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
Публикация «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в свете ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
В нашей группе есть все самое необходимое:
Дидактические игры (живое, не живое, (домашние и дикие животные,
Сюжетно ролевые игры: парикмахер, семья, больница, шофёр, фермер и т. д. Для сюжетно ролевых игр есть все необходимое оборудование, которое находится в доступном месте, дети самостоятельно могут взять необходимое оборудование для игр.
Уголок социально-личностного развития – место, где воспитанник получает необходимые навыки. По этому данный уголок мы решили разделить (для мальчиков и для девочек).
Уголок для мальчиков: в данном уголке находятся различные транспортные средства, которые, так же как и все остальные игрушки находятся в доступном месте.
Уголок для девочек: куклы, домик, и т. д.
Место для художественно-эстетического развития – пространство, где дошкольник может самовыражаться. В данном уголке у нас есть игрушки для кукольного театра.
Уголок умных книг: говорящие книги, (со сказками, с буквами и цифрами).
Музыкальный уголок, уголок ИЗО и другие зоны.
Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды.
Мы внимательно наблюдаем за воспитанниками, за каждым ребенком, вдумчиво и рационально организуем развивающее пространство своей группы. Также при формировании предметно-пространственной среды учитывать принципы ее построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком.
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко трансформироваться.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие :
• игровых зон;
• зон уединения;
• современных игрушек;
• развивающих игр;
• дидактического и демонстрационного материала;
• материала для продуктивной деятельности;
• атрибутики для творческой деятельности;
• уголков экспериментирования;
• уголка природы;
• логопедического уголка;
• фонотеки, видеотеки;
• спортивного инвентаря и оборудования и т. д.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.
Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной области могут использоваться в ходе реализации других областей.