Mарина Рева
Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей в средней группе «Лаборатория Всезнаек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; уточнить знания детей об органах дыхания (нос, лёгкие, трахея); вызывать интерес к исследованию, развивать доказательную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: воздушные шары на каждого ребёнка, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребёнка, мыльные пузыри на каждого ребёнка, зеркала на каждого ребенка, белые халаты для исследований на каждого ребёнка.
Иллюстрации: рисунок дома-природы и обычного дома.
Ход:
Публикация «Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей в средней группе „Лаборатория Всезнаек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель. Ребята, какой замечательный город вы построили! Какие в нем разные красивые дома. А у меня тоже есть рисунки домов, хотите их посмотреть?
Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома.
Что в них есть? (Дети с помощью воспитателя перечисляют, сравнивают.)
Посмотрите внимательно, на обоих рисунках много не закрашенного пустого пространства. Почему? Что заполняет наш дом от пола до потолка. Тоже самое и в доме-природе есть… (ответы детей) воздух, мы им дышим.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, попробуйте вдохнуть глубоко-глубоко, а затем выдохнуть. Что мы вдыхали? (ответы детей). А что мы выдыхаем? (ответы детей при затруднении помощь воспитателя).
Правильно, молодцы! Мы вдыхаем кислород, который содержится в воздухе.
А выдыхаем углекислый газ. Углекислый газ поглощают растения, а для нас они выделяют кислород. Растения дышат через маленькие дырочки – поры, которые можно рассмотреть только в микроскоп. А мы, ребята, чем дышим?
Чем вдыхаем воздух? (Ответы детей.) Правильно носом.
Через дырочки в носу – ноздри, воздух поступает в трубочки – трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.
Ребята, а как вы думаете, мы можем с вами обойтись без воздуха? Мы сможем с вами не дышать? (ответы детей). А давайте попробуем. Для чего нужен человеку воздух? (ответы детей). Правильно, чтобы жить!
Люди и животные дышат кислородом, а без него погибли бы. Вот почему воздух, который мы вдыхаем должен быть чистым. А что для этого надо делать? (ответы детей).
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! Руки на пояс, повороты в сторону.
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже, Руки вверх, вниз.
Руки за спину положим, Руки за спину.
Голову поднимем выше Голову вверх.
И легко-легко подышим. Вдох и выдох через нос.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает? (ответы детей).
Сегодня мы с вами будем учеными-исследователями. А все ученые, работающие в исследовательских лабораториях, носят белы халаты и
проводят разные опыты. Ребята, надевайте халаты и проходите в нашу лабораторию.
Вот вы и настоящие исследователи, а я профессор, и буду руководить проведением опытов. А исследовать мы будем сегодня воздух. Как выдумаете, воздух можно увидеть, услышать или перенести? (ответы детей).
Правильно, воздух – прозрачный и невидимый. Сейчас мы с вами это проверим.
Опыт 1.
Профессор: Ребята, чтобы увидеть воздух, нам с вами понадобится зеркало. Вдохните глубоко-глубоко и подышите на зеркало. Что произошло с зеркалом? (ответы детей).
Правильно, зеркало запотело. А как вы думаете, почему это произошло? (высказывания детей).
Правильно, тёплый от нашего дыхания воздух соприкоснулся с холодной поверхностью зеркала. В
результате воздух на зеркале остался в виде маленьких капелек воды, и мы видим, что зеркало запотело.
Опыт 2.
Профессор: Ребята, чтобы услышать воздух, нам с вами понадобится стаканчик с водой и соломинка для коктейля. А вы любите пить коктейли? А вы знаете, что будет, если подуть в соломинку, опустив её в стакан с водой? А что будет слышно? (ответы детей). Давайте проверим.
Профессор: Как вы думаете, откуда появляются пузырьки и почему мы слышим бульканье? (ответы детей). Правильно, бурление происходит, потому что в трубочку-соломинку мы дуем воздух. Это пузырьки воздуха выходят на поверхность, толкая друг друга, они лопаются, и мы это слышим.
Опыт 3.
Профессор: Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? А из чего получаются мыльные пузыри? Что находится у них внутри? (ответы детей). А я вам отвечу отрывком из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый,
По воздуху плывёт,
Но и одной минуты
На свете не живет.
- А почему в стихотворении говорится, что «…и одной минуты на свете не живет»? (ответы детей). Правильно, мыльный пузырь лопается, воздух из него уходит. Хотите проверить? (Дети пускают мыльные пузыри.)
- Ребята, давайте предложим нашим гостям попускать мыльные пузыри, пусть они вспомнят детство, ведь это так увлекательно и весело!
Опыт 4.
Профессор: Ребята, как вы думаете можно ли перенести воздух из одного места в другое? А куда-нибудь спрятать воздух можно? (Ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.)
Отгадайте загадку, куда можно спрятать воздух.
Круглый, гладкий как арбуз,
Цвет любой на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
- Правильно, воздушный шарик!
Профессор надувает один воздушный шарик.
- Ребята, что сейчас я спрятала внутри шарика? (ответы детей).
Профессор понемногу выпускает из шарика воздух.
- Что мы слышим? Есть ли при этом звук? (ответы детей).
- Дети, подставьте ладошку под струю воздуха. Что вы чувствуете? (ответы детей).
- Ребята, если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик (воспитатель отпускает шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Профессор: Ребята, как много мы узнали сегодня о воздухе. Всё живое на земле дышит воздухом. Он состоит из кислорода и углекислого газа. Кислород нужен людям и животным, а углекислый газ – растениям. Воздух
прозрачный, невидимый.
Ребята, вам понравилось проводить опыты в нашей лаборатории?
А какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).
А у меня для вас есть сюрприз! (Достает мешок с надутыми воздушными шариками.)
Предлагаю вам снять халаты и поиграть с воздушными шарами.
Игра «Ураган». Дети становятся в круг, у каждого в руках воздушный шар.
После слов: «Раз, два, три – не зевай, поскорее выдыхай!» дети подбрасывают шары вверх и изо всех сил дуют на них.
Затем самостоятельная игра с воздушными шарами.