Батманова Наталья
Инновационные и традиционные технологии в работе с фольклорным ансамблем «Прялица»
Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.
Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:
- использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;
- внедрение новых образовательных технологий;
- использование современных методов музыкального воспитания;
Публикация «Инновационные и традиционные технологии в работе с фольклорным ансамблем „Прялица“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
- использование инновационных форм работы.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности учебного процесса. И это не случайно. Именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Для поддержания устойчивого интереса участников ансамбля в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного. Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий.
На уроках фольклорного ансамбля, детям прививается любовь к народной песне, культура родного края. Рассказывая детям, как пели раньше наши бабушки, прабабушки, включая аудио и видеозаписи, дети как бы проникают своей душой. Если это патриотические и рекрутские песни, то переживают, если это шуточные песни, то дети входят в разные роли и обыгрывают их.
Работа по фольклору происходит в синтезе таких предметов как: фольклорный ансамбль и народное музыкальное творчество. Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Большой интерес вызывает у школьников беседы по темам: «Календарные песни», «Детский музыкальный фольклор», «Потешки, частушки, шутки и прибаутки» (просмотром слайдов, видеофильмов, с прослушиванием образцов народной музыки, исполнением русских народных песен и танцев).
Кроме этого, необходимо вовлекать детей в активное участие в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам деятельности, связанной с расшифровкой частушек, народных песен, закличек, прибауток, колыбельных и т. д. Например, на уроках народного творчества, мы с учащимися расшифровываем русские народные песни Архангельской области. Такие как: «Девица садиком шла», «Колыбельные», «Как у дедушки Петра», «Не нападывай пороха». А потом эти же песни, разучиваем непосредственно на уроках фольклорного ансамбля. Детям такая форма работы очень нравится, т. к. они сами выбирают произведения и коллективно их расшифровывают. Такая работа объединяет коллектив.
Использование компьютерных технологий на уроках народного творчества, помогают организовать учебный процесс, получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний.
Инновационный подход в изучении фольклора происходит не только на уроках, но и в поездках. Например, ездили на конкурс в Великий Устюг, и посетили экскурсию в музее, где детям рассказывали, как раньше жили, как гладили белье, как пряли. Дети сами принимали активное участие в процессе прядения, попробовали гладить белье рубелем, чесали лен, а в завершении экскурсии детям было предложено поиграть в русские народные игры.
В работе со своим ансамблем я использую инновационный метод. Связь поколений, т. е. совместные репетиции и концертные выступления детского ансамбля с творческим коллективом – хором ветеранов Исакогорского округа. Дети на этих репетициях и выступлениях, приобретают навык выступлений не только со своими сверстниками, но и со старшим поколением. Традиционными выступлениями стали такие мероприятия как: «День народного единства». «Рождественский съезд хоров», «Вербное воскресение».
Так же в практике использую обмен опытом, между детскими коллективами. В 2014 году ездили в п. Шалакуша Няндомского района, на конкурс «Звонница». Нас пригласили на экскурсию в местную музыкальную школу, познакомили с участниками коллектива «Субботея», и возникла идея соединить два коллектива вместе, нашлись общие произведения, и они были исполнены перед зрителями. Теперь участники ансамблей поддерживают тесную творческую связь, а мы каждый год, ездим в Шалакушу на конкурс.
Приобщение к национальным традициям невозможно без народных праздников отражающих быт, труд людей, отношения родителей и детей.
В стенах нашей школы часто проходят концерты, на которые приходят родители. Так в мае 2017 года прошел отчетный концерт фольклорного отделения, у меня возникла идея приобщить родителей учеников к выступлению. Для родителей было неожиданностью, то, что им пришлось во время концерта, стать на некоторое время артистами. По показу детей, родителям нужно было поучаствовать в «Северной линейной кадрили».
Таким образом, выше сказанные инновационные формы и методы работы с моим ансамблем, несомненно, побуждают детей к творчеству, расширяют возможности современного образовательного процесса. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают, но другие находят новое место в жизни. Созданные за многие века высокие образцы народного творчества нашедшие «новую жизнь» сохраняют значение вечно живого культурного наследия, порождающего чувство национального самосознания и гордости, которое питает в настоящее время и даст большие возможности жизни будущим поколениям.