Иванова Елена Геннадьевна
Консультация «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников. Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы: Развитие связной речи дошкольников.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать.
1. Закреплять знания о словах-предметах, словах признаках, словах действиях.
2. Развивать зрительное внимание, память, воображение.
Публикация «Консультация „Инновационные технологии в развитии речи дошкольников, Синквейн“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий. Вот с таким инновационным, интересным и, на мой взгляд, результативным методом я хочу вас познакомить. Называется этот метод СИНКВЕЙН.
Синквейн легко интегрируется с другими образовательными областями программы и является одним из эффективных методов развития речи дошкольника.
Слайд 3
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Слайд 4
Существуют определенные правила написания синквейна.
Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово
Слайд 6. Алгоритм обучения синквейну.
Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки. Например,
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья ?
Слайд 7.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна веду поэтапно :
Работу начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чтобы ребенок мог правильно, полно, грамотно выразить свою мысль,
В первой строке синквейна задаю тему, которая заключает в себе одно слово.
Т. е., на этом этапе я знакомлю дошкольников с понятием : «слово-предмет». Детям предъявляется модель-существительное, которое обозначает предмет описания и отвечает на вопрос кто? или что?
Дети учатся дифференцировать живые и неживые предметы и правильно задавать вопрос.
Соответственно актуализируется номинативная лексика (отражающая прямое значение слова).
Обратите внимание на экран.
Наряду со словом-предметом я ввожу символ или модель, обозначающие предмет.
В моем случае это графическое изображение человечка.
Почему именно такой символ? Да потому, что это самый понятный символ для детей именно в перспективе нашего задания.
Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помни, что слово-предмет в данном синквейне – это кукла.
Слайд 8 II этап
Вторая строка — два слова.
На этом этапе я ввожу «слово-признак». Наша модель-прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая?соответственно актуализируется адъективная лексика (употребление в речи прилагательных).
НАПРИМЕР,
Кукла какая? красивая, любимая
Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели.
Одежда человечка окрасилась в желтый цвет, которая позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось?
Какая у человечка стала одежда?
Слайд 9 III этап
Третья строка образована тремя глаголами. Т. е., на этом этапе я ввожу понятие “Слова-действия”, предъявляю модель-действие предмета, чем актуализирую предикативная лексику (употребление в речи глаголов). Например,
Кукла (что делает) Спит, сидит, стоит.
Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.
Слайд 10 IV этап
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Предложение состоит из черырех слов. Может состовлять из трех или пяти слов.
Слайд 11 V этап
Ну и наконец пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное отношение автора к теме. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, что бы это было отношение ребенка к предмету.
Слайд 12
Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, которую вы видите на экране. (модель)
Слайд 13
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. Поэтому синквейн может быть изображен в картинках. Для этого я использую мультимедийные средства обучения. Например, давайте попробуем составить синквейн по данному алгоритму в картинках.
АПЕЛЬСИН
Оранжевый, круглый (ЩЕЛЧОК)
Растет, выжимается, съедается. (ЩЕЛЧОК)
Апельсин висит на ветке. (ЩЕЛЧОК)
Сок.
При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны)
дети оформляют как в форме графических рисунков, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Эти рисунки вы видите на экране
Я использую синквейны на занятиях по художественному творчеству – их легко составлять к любым поделкам, рисункам, аппликациям детей.
На данном слайде вы видите синквейн на тему : «Домашнее животное».
Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Играя с детьми я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями и я предлагаю детям используя слова из синквейна, придумать рассказ. Сначала это рассказ про один объект.
В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.
Затем я перехожу к более усложненному варианту, где на картине присутствует несколько объектов. Тем самым я решаю одну из поставленных задач — составление описательного рассказа.
Также синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора (дети, Появляется возможность сравнить высказывания, взглянуть с разных сторон.
Например при описании картины:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!
Слайд
Чтобы работа по созданию синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома индивидуально, я познакомила родителей с этой технологией.
Для этого я провела:
-тематическую консультацию;
- составила «памятки» с алгоритмом построения синквейна и попросила составить синквейн вместе с детьми дома ;
Оценивая использование современной технологии синквейн, я отметила, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Дети научились находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, анализировать, обобщать, кратко излагать и на основе готового синквейна строить рассказ, тем самым я решаю все поставленные задачи.
Уважаемые коллеги, мое выступление подходит к концу. И чтобы подвести итог всему вышесказанному, я предлагаю вам написать синквейн
о нашем брифинге. На память в свою копилку.