Ольга Пищенкова
Картотека дидактических игр для старших дошкольников «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам»
▼ Скачать + Заказать документы
Пищенкова О. И., воспитатель структурного подразделения
детский сад МБОУ Школы №122
Картотека дидактических игр для старших дошкольников по теме «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истории и культуре родного края»
«Было - стало»
Цель: закрепляет представлений о достопримечательностях города Нижнего Новгорода, развитие чувства времени.
Публикация «Картотека дидактических игр для старших дошкольников „Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры: Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках. Ребенок рассказывает о данной достопримечательности и объясняет, почему ее выбрал.
«Времена года»
Задачи: формировать знания детей о временах года (зима, весна, лето, осень) и их признаках; развивать устную речь; развивать память, внимание, мышление.
Ход игры. В игру играют от 4 до 8 детей. 4 ( 8: по 2 чел на карточку) детям раздаются 4 большие карточки с изображением времени года. Маленькие карточки (с признаками) перемешиваются и раскладываются на столе рисунком вверх. Каждый берет по очереди по 1 карточке и смотрит, подходит ли она к большому рисунку. Если подходит, то закрывает этой маленькой карточкой 1 ячейку на своей большой карточке. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол рисунком вниз. Выигрывает тот, кто первым закроет на своей карте все ячейки.
«Где находится памятник?»
Цель: продолжать учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания о памятниках города, воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Кто, правильно ответит, получает фишку.
«Где ты живешь?»
Цель: расширить знания детей о природе родного края.
Игровое задание. Выбрать по описанию детей самое красивое место в родном крае.
Правила игры. Увлекательно рассказать о природе родного края. Сообща оценить рассказ сверстников.
Материал. Картинки с изображением различных пейзажей родного края. Запись народных мелодий.
Ход игры. Звучит знакомая детям народная мелодия (песня или танец). Дети должны назвать ее, попробовать повторить. Воспитатель предлагает им ближе познакомиться с природой родного края, где родилась эта прекрасная музыка. Дети разбиваются на группы и выбирают 2- 3 картинки, изображающие пейзажи города, где живут, и тех мест, где они бывали с родителями или о которых знают по стихам и фильмам. Обсуждают то, что изображено на картинке. Вспоминают, где бывали, что особенного запомнилось. Потом дети, тоже по картинкам, знакомятся с другими природными зонами. Постепенно все картинки появляются на стенде. Дети выбирают тот пейзаж, рассказ о котором им больше всего понравился, а рассказчик объявляется победителем.
«Где я живу?»
Цель: учить детей свободно использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримечательностях, основных отраслях производства, формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любовь к ней и гордости за нее.
Игровое задание. Заинтересовать других рассказом о родном городе.
Правила игры. Не повторять предыдущий ответ. Рассказать увлекательно.
Материл. Художественные открытки, рисунки детей, изображающие город, где живут дети. Картинки с изображением продукций ведущих предприятий. Запись песни о родном городе.
Ход игры. Детям показывают картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просят вспомнить все, что они знают о родном городе. Предлагают им представить себе, что они взрослые и решить, где бы они хотели работать. Просят рассказать об этом так, чтобы и другим захотелось работать там же. Проводится конкурс рассказов. Побеждает тот, кто интереснее всех расскажет о родном городе. Придумает больше вариантов, как ему быт полезнее.
«Гости Нижнего Новгорода»
Цель: уточнить, закрепить знания детей о родном городе, воспитывать любовь к родному городу, желание больше узнать достопримечательностям.
Игровое правило. Описать картинку с видами Нижнего Новгорода, отгадывать по описанию часть города, находить одинаковую картинку.
Игровые действия. Выбор гидов. Имитация поездки туристов на машине по Нижнему Новгороду.
Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, как много гостей приезжает к нам в город из других городов. Все хотят увидеть наш красивый город, его достопримечательности.
- Мы сегодня поиграем в гидов. Гид – это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересное о том, что они увидят. У меня в руках машина (игрушка). Вот на ней мы и будем возить гостей. Каждый гид покажет только одно место. В другое место повезет гостей другой гид. Посмотрите у меня в руках кубик. На игровом поле картинки тоже имеют свой номер. Если кубик упадет так, что сверху будет цифра 3, то надо будет везти гостей к этому месту, где вы увидите цифру 3. Ехать по улице на машине надо тек, как указано стрелками. Остановившись, надо рассказать, что это за здание или место в Нижнем Новгороде, что могли там гости увидеть. А все остальные внимательно слушать. Кто первым отгадал это место, находит такую картинку у себя на столе и показывают ее. Если ответ правильный, он становится гидом. Так же с помощью кубика определяет, куда ему везти гостей, что показать, чем рассказать.
Для этой игры необходимо иметь два комплекта одинаковых картинок (открыток, из числа которых подбираются знакомые детям виды, места, сооружения.
Воспитатель в конце игры благодарит гидов за хорошую работу, выражает уверенность, что гости города были довольны своей экскурсией.
Усложнения в игре возможны за счет увеличения картинок на игровом поле.
«Детки с какой ветки?»
Цель: закреплять знания о листьях и плодах деревьев и кустарников произрастающих на территории Нижегородской области; подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры.
Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называя их, по предложению воспитателя : «Детки, найдите свои ветки» подбирают каждому листу соответствующее растение.
«Знатоки Нижнего Новгорода»
Цель: закрепить знания о памятниках Нижнего Новгорода, развивать память, воображение, воспитывать желание больше узнать о родном городе.
Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившись, с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
Материал. Разрезные картинки с видами памятников Нижнего Новгорода, фишки.
«Кто больше знает о нашей улице?»
Цель: закрепить знания детей о названиях ближайших улиц, развивать речевую активность, воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку по очереди говорить все, что он знает об улице. Выигрывает тот, кто знает больше. Например: «Наша улица называется Сибирцева. Рядом улица Бекетова. На нашей улице детский сад.
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быстроту реакции на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Нижнего Новгорода, воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры. Воспитатель называет существительные – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например: Нижний Новгород (красивый, древний, большой, любимый) город, парк. Река Ока, бор и т. д.
«Мастерская народных умельцев».
Цель: научить детей распознавать особенности изделий и узоров, характерных для традиционных народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал. Карточки различного фона (золотого, черного, охра, зеленого, белого, голубой, красного, желтого цветов). Бумажные силуэты предметов народных промыслов. По 5 силуэтов каждого промысла, выполненных из нейтральных тонов. Карточки 9х9 с элементами узоров, каждой росписи по 6 штук.
Ход игры. Из рассыпанных на столе силуэтов ребенок, закрыв глаза, выбирает силуэт. Затем подбирает фон. Следом выбирает элементы узора. Правильность выполнения задания оценивается всеми детьми.
«Найди пару»
Цель: закрепляет знания о народных промыслах Нижегородского края, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и называть их.
Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному промыслу, называют его.
«Природные зоны нижегородской области»
Цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах Нижегородской области
Задачи. Способствовать развитию любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Закрепить знания о природных зонах родного края
Ход игры. Каждому игроку предлагается на выбор животное, растение, птица, обитающее в той или иной природной зоне. Воспитатель предлагает всем игрокам разделиться на 3 команды по природным зонам, в соответствии с выбранным объектам. Дети находят подходящее место обитания для выбранного объекта, составляют общую картину на макете, и рассказывают о том, что у них получилось.
«Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывания, закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
Примерные фразы для продолжения.
Наш город называется…
Жители нашего города…
В бору много…
Волга - это… и т. д.
«Птицы нашего края»
Цель: закрепить знания детей о птицах родного края.
Ход игры: Дошкольникам раздаются карточки с изображением птиц. Дети должны определить перелетные эти птицы или зимующие. Разместить под соответствующей табличкой перелетных и зимующих птиц и назвать их.
Собери картинку из частей
Цель игры: учить собирать целое из частей;
Задачи: развивать мышление детей; закреплять знания детей о достопримечательностях города.
Материал: разрезные картинки с видами города.
«Собери рыбку»
Цель: Знакомить и расширять знания о рыбах, обитающих в водоемах Нижегородской области.
Ход игры: Ребенок собирает рыбу из деталей и называет ее.
«Угадай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях Нижнего Новгорода, активизировать мышление и воображение, воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать короткий рассказ о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
«Узнай и назови»
Цель: Закрепление представлений о достопримечательностях Нижнего Новгорода, развитие связной речи.
Ход игры: Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать одну и рассказать об объекте.
«Чья тень?»
Цель: учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о животных родного края. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения.
Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости.
Ход игры:
1 вариант: Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением животного и просит его назвать. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.
2 вариант: На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень животного и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).
Дополнительные вопросы: Как называется, то или иное животное?
Где живет? Расскажи об его образе жизни.