Ольга Пан
Тимбилдинг как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОО
В процессе реализации образовательной программы дошкольного обучения перед детьми часто встает необходимость активного взаимодействия внутри группы. Воспитанники под руководством педагога, который организует, мотивирует, исследует вместе с участниками объекты и задач проектной познавательной деятельности, оказываются в определенной зависимости от сформировавшейся в маленьком коллективе детской субкультуре.
Публикация «Тимбилдинг как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Чтобы разобраться, что такое командообразование, необходимо начать с определения понятия «команда». Команда - это группа людей, которые работают над достижением совместной взаимовыгодной цели, влияют на поведение друг друга и осознают себя как уникальное единство.
Cпортивный тимбилдинг – это спортивное командное приключение, направленное на объединение коллектива. Это построение команды на основе спортивных игр. Участниками командных игр, помимо дошкольников могут быть и родители, и педагоги, и различные социальные партнеры детского сада. В основу представлений о тимбилдинге и механизмах, влияющих на командообразование, легли работы Белбин М., Бриггс М., Дайер У., Маслоу А., МакГрегор Д., Такман Б., Хеберт Дж., Эдейр Дж и др.
Сплочение коллектива происходит непринужденно в процессе серии совместных игр и тренировочных занятий, на которых дети начинают чувствовать значимость собственного вклада в общее дело. В ходе соревнований участники понимают, что конкуренция – хорошо, но через некоторое время, однако, когда условия игры стимулируют детей на коллективную мобилизацию индивидуальных возможностей, они начинают осознавать приоритетную значимость взаимовыручки. Взаимодействия участников в атмосфере соревновательного азарта стимулируют детей на максимальное раскрытие потенциала заложенных возможностей. Так ребенок, не обладающий достаточными физическими показателями, подсказывает детям дополнительную возможность «дотянуться» до противоположной стены, не отрывая руки от исходной, путем увеличения цепочки участников. В настоящее время тимбилдинг становится популярным и эффективным инструментом формирования командного духа и активно применяется среди сотрудников различных компании.
Тимбилдинг воспитывает у детей эмпатию, уверенность в себе и лидерские качества. В игровой форме мальчики и девочки учатся понимать и считаться с особенностями, нуждами друг друга. Они начинают общаться, находить компромиссы, слушать, принимать чужое мнение и не бояться высказывать свое. Это активная игра, которая учит детей чувствовать себя важным звеном команды, помогает приобрести задатки лидера и уверенность в себе, научиться нестандартно мыслить и быстро принимать решения, повысить уровень взаимодействия и адаптации в коллективе, научиться слушать окружающих и понятно выражать свои мысли.
Детский тимбилдинг помогает детям подружиться, научить работать в команде и стремиться к успеху вместе, помогает понять, что в жизни есть что-то, чего он не сможет сделать в одиночку, а вот вместе с друзьями ему это будет по силам. Играя, в объединяющие игры, дети учатся строить дружеские отношения, считаться с мнением друг друга, использовать преимущество каждого для достижения успеха в общем деле.
Спортивный тимбилдинг для дошкольников предложен в виде серии подвижных игры таких как малоподвижная игра «Обруч», подвижные игры «Переход через болото» (проводится в помещении, «Дракон кусает свой хвост», «Гигантская скакалка», «Хвостики», «Перетягивание каната», «Сиамские близнецы», «Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем кто не видит, «Пьедестал», «Обруч», «Коршун и наседка», «Нога в ногу», «Мостик дружбы». Чаще всего игры не требуют специальных снарядов и атрибутов, можно использовать подручные материалы и спортивный инвентарь.
Так, малоподвижная игра «Обруч» предполагает следующие игровые действия: все должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч, не расцепляя рук. В то же время подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» совершенно не требует игровых материалов. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Несомненно, положительной стороной спортивного тимбилдинга является огромное количество упражнений и игр без специальной подготовки материалов и атрибутов. Но есть и такие, которые требуют создание несложных конструкций из бросового или подручного материала. «Лабиринт хранителя», «Дружная стройка» и «Живой желобок» нуждаются в специфичном пособии. По своему содержанию спортивный тимбилдинг минимально затратный и доступный для любой категории детской субкультуры.
Библиографический список
1. Наянова К. В. Тимбилдинг как сочетание метода обучения и сплочения персонала//Профессиональная ориентация, № 1–2018, 133–136 с.
2. Учебно-методическое пособие/ Сост. А. М. Ахатов, И. В. Работин. - КамГАФКСиТ, 2008 – 56с.