Галимова Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.
Сюжетно-ролевая игра - это игры, в входе которых, ребёнок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
• сюжет
• содержание
• игровая ситуация
• замысел
• роль
• ролевое действие
• ролевое поведение
• ролевое взаимодействие
• правила
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Например: сцены берутся из семьи, поведение окружающих дома.
Игровая ситуация - совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. Например: после просмотра мультфильмов, компьютерных игр.
Замысел - план действий, задуманный играющими. Например: дополняют сюжетами на основе наблюдения, после прочтения книги.
Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Например хорошо это выражается в игре, если сюжет из мультфильма.
Ролевое действие - это деятельность ребенка в роли.
Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
Правила - это порядок, предписание действий в игре.
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры».
Прямое руководство (с вмешательством в игру)
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры.
Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
Также к сюжетно – ролевым играм можно отнести настольные игры и театр, когда ребёнок обыгрывает сюжеты из сказок.
Задачи сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада:
- развитие коммуникабельности, умения взаимодействовать с людьми разных возрастов;
- улучшение социальных навыков, закрепление правил поведения в обществе;
- формирование навыка самостоятельного определения роли, выбора подходящих атрибутов;
- совершенствование речевых способностей, умения строить диалог;
- нравственное развитие, воспитание положительных личностных качеств;
- творческое развитие.
Дошкольники средней возрастной группы в своей игровой деятельности уже способны самостоятельно варьировать сюжеты, действовать в коммуникации с товарищами без помощи взрослого. К этому возрасту у детей уже должно быть сформировано гибкое ролевое поведение. Задача педагога состоит лишь в том, чтобы распределить роли, предложить игровые атрибуты, а в ходе игры следить за порядком, соблюдением правил, своевременно гасить конфликты между игроками. Сюжетно-ролевые игры эффективны, только если между дошкольниками установлены дружеские отношения, нет недопонимания и разногласий.
Вывод: К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.