Наталья Васильевна Степанова
Консультация для родителей «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие произвольности и осознанности поведения
в общении дошкольников со взрослым
Произвольность - центральное новообразование дошкольного возраста
Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т. е. способность управлять своими действиями, контролировать их.
Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий.
Как же помочь ребенку осознать свое поведение?
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.
Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в свободной, ненормированной жизни ребенка: в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений, в выработке отношения к окружающей действительности и т. д.
Прежде всего осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю, т. е. она требует определенного уровня развития самосознания.
Центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит речи и речевому общению со взрослым. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным «действовать в будущем», т. е. планировать свое поведение. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как фактор, мобилизующий опыт ребенка.
Общение должно быть направлено на развитие сознания и самосознания, на формирование способности «посмотреть на себя со стороны», выйти за пределы наглядной ситуации.
В соответствии с этим в работе с детьми можно использовать следующие приемы;
Речевое общение, включенное в деятельность.
Время от времени взрослый задает вопросы, направленные на осознание действий и желаний ребенка, например:
Что ты сейчас хочешь сделать?
Зачем тебе эта машинка и палочка?
Тебе не скучно играть? Может, поиграем в другую игру?
Во что ты сейчас играешь? Что будешь делать потом?
И т. д.
Задача заключается в том, чтобы остановить поток непрерывных, спонтанных и ситуативных действий ребенка, побудить его к их осознанию.
Использование данного приема преследует три основные задачи.
Фиксировать субъективные состояния ребенка (его настроения, отношение к деятельности)
Периодические вопросы взрослого: «Ты не устал?», «Тебе не надоело в это играть?», «Тебе интересно?», «Скучно или весело?», «Тебе это трудно делать или легко?» - направляют ребенка на себя, на свое эмоциональное состояние и отношение к тому, что он делает.
Ставить ребенка в ситуацию выбора, который должен осуществить он сам, показать возможность альтернатив поведения. Альтернативные вопросы типа: «Во что ты хочешь играть - в кубики или в куклы?», «С кем тебе интереснее - со мной или с Сашей? Или, может быть, одному?», «Что тебе нужно для игры - машинки или посуда?» - побуждают ребенка представить разные варианты собственных действий и лучше осознать свои желания.
Число и характер вопросов не могут быть жестко фиксированными и зависят от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей детей. Если ребенок не может ответить на вопросы взрослого (а на первых порах это наблюдается достаточно часто, последний может помочь ему, предлагая на выбор разные варианты ответов. Ни в коем случае нельзя навязывать один-единственный «правильный» ответ. В данном случае ответы не могут быть правильными или неправильными, поэтому их не стоит оценивать. Вместе с тем детские ответы можно повторить, переформулировать, сделать более развернутыми и грамотно оформленными. Можно лишний раз напомнить маленькому собеседнику его собственное намерение или решение, чтобы помочь «удержать» его.
Нажим, требования «правильного» или полного ответа могут привести к распаду действий ребенка. Задача взрослого, напротив, состоит в том, чтобы своими вопросами подчеркнуть и выделить эти действия, придать им осознанный характер.
«Устный дневник» (беседа о событиях из жизни детей).
В конце дня, перед сном, родитель спрашивает ребенка о событиях минувшего дня, просит рассказать что-нибудь интересное, что случилось с ним за последнее время, предлагает вспомнить, когда и почему он плакал или смеялся, что ему больше всего запомнилось на прогулке и т. д. Беседуя с ребенком, взрослый задает ему наводящие и уточняющие вопросы, пытается наполнить субъективным содержанием традиционные и общие для всех режимные моменты. Например, если ребенок отвечает, что днем он спал, взрослый пытается помочь ему восстановить субъективные переживания в это время: «Ты сразу заснул или долго не мог заснуть? Тебе никто не мешал? Тебе что-нибудь снилось?»
Подобные беседы нужно проводить регулярно, желательно - каждый день.