Татьяна Жилина
Консультация Тема: «Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру».
Надо видеть, предвидеть, учить.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах наших городов быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.
Публикация «Консультация Тема: „Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру“,» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Нынешним детям предстоит жить при несравненно в большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.
В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах города.
В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т. к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально- закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности.
При этом отличительными признаками развертывания игры является быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего миравпечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на непосредственно образовательной деятельности, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. ПДД написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других доступных для них формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео-диафильмов, настольные и дидактические игры.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении, которая включает:
уголки безопасности в группах (макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Дорога», «Автобус»);
информационные уголки для родителей;
познавательно–агитационные материалы (наглядный и дидактический материал по безопасности : «Как избежать неприятностей», «Валеология, или Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления», дидактические игры по ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки, «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода»;
иллюстративные стенды для детей и взрослых.
Для систематической работы с детьми в МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» создан «центр безопасности», который имеют следующее содержание:
макет: «Перекрёсток» (Слайд, машины для детей, макеты домов, стенд на магнитной основе «Улица, на которой я живу»; электрический «Светофор»;
серия игр по теме «Дорожные знаки»;
дидактические и картинный материал материалы по обучению основам безопасности;
с проблемными ситуациями на дороге;
комплекты дидактических игр «Куда едут машины», «Эволюция транспорта», «Я хороший», «Путешествие по городу»;
материалы для продуктивной деятельности
детская художественная и энциклопедическая литература по основам безопасности;
альбомы, иллюстрации и фотографии по основам безопасности;
материалы по пропаганде знаний для родителей;
Хочу предложить вашему вниманию авторскую настольную игру «Колесо безопасности».
Материалы и оборудование: иллюстрации с различными дорожными ситуациями, дорожные знаки, барабан с вращающимся диском и стрелкой, на диске нанесен пешеходный переход, цифры и дорожные знаки; доска, мигающий светофор.
Правила игры: При вращении диска, стрелка указывает цифру или дорожный знак. Если указатель остановился на дорожном знаке, детям показывается знак, а они должны назвать значение знака и его вид, если знак закрыт – детям загадывается загадка об этом знаке, после отгадывания показывается знак. При обозначении цифры, задаётся вопрос, который сопровождается показом иллюстраций. При повторном обозначении цифры, задаётся дополнительный вопрос. Имеются предполагаемые ответы детей для грамотного объяснения ситуации. При правильном ответе на светофоре загорается зеленый сигнал, если ответ неправильный – красный. В конце игры все дети получают эмблемы «Грамотный пешеход».
(предлагается присутствующим поиграть в игру)
Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится.
Конечно, всегда помните, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих нас взрослых.