Татьяна Горзина
Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Поликультурное образование дошкольников начинается в прикосновения к истории своей семьи, так как корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны. Маленький ребенок до четырех лет является самым интернациональным существом на земле. Дело в том, что его отношение к разным людям строится независимо от национальной принадлежности, поскольку сам факт существования разных народностей ему еще неизвестен.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В дошкольном возрасте патриотические и интернациональные качества только начинают зарождаться, эти чувства ещё очень малы, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу создания условий для развития детской инициативы в различных видах деятельности, возможности самостоятельного выбора способов деятельности в игре, познании, общении с другими детьми. Серьезное внимание уделяется способам организации культурных практик, где ребенок осваивает позицию субъекта деятельности: учится целеполаганию, имеет возможность проявить активность, взаимодействовать со сверстниками и предъявить продукт совместного творчества. Содержание программы поликультурного образования успешно реализуется в процессе интеграции основного и дополнительного образования, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса детского сада. Предъявление результатов совместной деятельности детей и взрослых успешно реализуется в формате событийности, который эмоционально сближает и формирует уклад жизни детского сада. Образовательная деятельность современной дошкольной образовательной организации должна учитывать специфику полиэтнического региона, ее культурное разнообразие. Дети по природе своей толерантны и открыты для взаимодействия со своими сверстниками другой национальности.
Мы живем в городе Чебоксары. Численность населения растет, начиная, составляет 464 тысяч человек. Основное население Чебоксар это чуваши их насчитывается больше шестидесяти процентов и остальные русские их в городе примерно тридцать пять процентов, татары и другие народности.
В группах нашего детского сада целый интернационал. А чтобы каждому было комфортно, уютно и безопасно, необходимо учить детей толерантному, т. е. терпимому отношению друг к другу.
Мы живем в мире взаимозависимости, наши дети принадлежат духовному миру семьи, местной культуре и среде. Именно поэтому мы понимаем толерантность, не как безразличие и вседозволенность, а как воспитание самоуважения человека и уважения к другим людям.
Мы начали свою работу с родителей. Для определения условий семейного воспитания и атмосферы семьи, было проведено анкетирование, тестирование. Нашей главной целью было научить взрослых и детей по-доброму относиться друг к другу, не вступать в конфликт, либо решать его мирным путем. Особую трудность вызывает появление в группе детей, практически не говорящих на русском языке, в силу того, что в семье общение происходит на родном языке. К такому ребенку дети относятся настороженно, нередки и насмешки в его адрес. Чтобы не допускать подобной ситуации, мы опираемся на культуру, традиции, обычаи того народа, представителем которого является вновь прибывший ребенок. Мы предоставляем возможность мамам и папам с гордостью рассказывать о корнях, традициях своей семьи, о самобытности и неповторимости нации, к которой они принадлежать. Естественным является знакомство детей с национальными праздниками, играми.
Родители систематически включаются в проводимую работу педагогов. Они шьют костюмы, помогают в оформлении, они также спонсоры многих полезных дел. Ярким примером дружбы, интернационализма, толерантности, совокупности культур, национальных игр, национальных блюд, прикосновение к истокам является яркий праздник, объединяющий всех в одно целое долгожданный праздник - Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей.
Мы живем, работаем в Чебоксарах – в будущем промышленном городе и поэтому ответственны за будущее поколение, за наших детей – строителей будущего. Мы уверенны, что наша совместная работа педагогов ДОУ и родителей – это ключ в формировании личности ребенка в поликультурной среде. Воспитательно–образовательная работа строится на доверии, интересном слиянии индивидуального и коллективного творчества. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально насыщенный характер межличностного общения взрослых, ребенка со сверстниками.
Праздники и народные игры.
Наша творческая группа из уст родителей познакомилась с национальными играми. Которые мы проводим на тематических праздниках досугах развлечениях с воспитанниками, и которые включаем в календарное планирование образовательного процесса.
Один из народных праздников русского народа «Коляда». По приданиям древние времена Бог Коляда, даровал многим Родам, земли, систему исчисления для ведения полевых работ – Коляда (Коляды дар, т. е. Календарь.
Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания, наряжаются в национальные костюмы. Поют поздравительные песенки-колядки, желая добра, удачи, счастья, хорошего урожая. Приходила коляда накануне Рождества.
Кто даст пирога, Тому полон хлев скота,
Овин с овсом, Жеребца с хвостом.
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога — возьмем корову за рога!
Подашь пирога — будет рожь густа,
Колоском густа соломкой пуста.
Играем в «Снежки», «Баба Яга» и др.
В конце праздника устраиваем гадание:
• «Льем воду, загадывая желание» Выносим заговоренную воду на мороз. Если вода замерзла «горкой» к удаче, «лункой» к потере, а «ровно» то все будет спокойно.
• «Перекидываем валенок через плечо» в какую сторону указывает носок валенка в той стороне быть в будущем году.
Еще один из традиционных праздников русского народа, который мы отмечаем в детском саду «Проводы зимы». По традиции проходит на открытом воздухе. Наряжаются взрослые и дети. Проводятся песни-хороводы, игры-хороводы, конкурсы, соревнования, подвижные игры «Гори, гори ясно», «Бой петухов», «Бой на подушках», «Перетяни канат». Катание на санках, взятие снежной крепости. А еще сладкие угощения, кушаем блины и пьем чай.
Игры детей были тесно связаны с трудовыми действиями, многие из них перерастали в труд или являлись следствием труда. Так, например, весной, детям поручали скребком чистить линяющую лошадь или корову. Дети мыли, чистили, аккуратно собирали шерсть и изготавливали из нее войлочные шары для игр в мяч.
Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одно плановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место вариантов относятся к началу или концу игр.
В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.
По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Игра «Стрельба из лука» («Ухран пемелле») доносит до нас отвагу, меткость, смелость чуваша-воина, охотника. Игра «В лошадку» («Лашалла»). «На пахоте» («Акара») рассказывают о том, что чуваши издавна занимались земледелием. Через игры, праздники из поколения в поколение передавались лучшие национальные традиции.
Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.
Янгер яу
Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. За кличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!
Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. А после такого пиршества дети играли, обливались водой.
Кызыл йоморка
Через некоторое время наступал день сбора крашеных яиц. Жителей села о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — маленькие булочки, крендели, а также покупали конфеты.
Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы "двор не был пустым", то есть, чтобы много на нём было живности.
Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!" Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами.
Практически во всех народах дети, играя, подражают жизни и быту взрослых.
Киргизский Новый год Нооруз - один из самых любимых праздников страны. Праздник весеннего равноденствия или обновления природы, отмечается в день весеннего равноденствия (21 марта, и обычно сопровождается приготовлением традиционного блюда СУМЕЛЕК. Варят в одном большом котле целой улицей всю ночь.
В заключении следует отметить, что национальные праздники с древности имели общественный характер; они сплачивали народ, способствовали выявлению быстрых и метких, развитию духовной культуры народов его танцев, песен и игр. Мировой опыт показывает, что именно национальные игры являются катализатором пробуждения этнического самосознания и консолидации народа и происходит это на генетическом уровне. Целесообразно возродить народные игры и использовать их потенциал для воспитания подрастающего поколения.
Заключение.
На основе проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
- необходимо продолжать работу по формированию личности ребенка в поликультурной среде, воспитанию толерантности при этом учитывать природу ребенка. Оказывать методическую помощь родителям по воспитанию толерантности;
- необходимо обеспечить эмоциональное благополучие в группе, здоровую атмосферу в семье, дружеских взаимоотношений;
- следует обратить внимание родителей на поддержание позитивной межэтнической установки дошкольников, независимо от того воспитывается ли ребенок в однонациональном или многонациональном коллективе детского сада.
- знание педагогами психического содержания межэтнического восприятия и понимания детьми сверстников из другой этнической группы дает возможность более эффективно управлять процессом формирования толерантности в межэтническом отношении дошкольников.