Наталья Мазепова
Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : практико-ориентированный проект, долгосрочный.
Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития имеют своеобразные особенности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, быстрая истощаемость, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей также отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Дети, имеющие нарушения речи, характеризуются замедленным темпом развития, зависимостью от наглядности, потребностью в помощи взрослого.
Публикация «Проект „Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения“» размещена в разделах
Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- развитие когнитивных процессов: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление;
- развитие речи : расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
- развивать мелкую моторику рук.
Участники проекта : дети 5-6 лет.
Основные направления реализации проекта : занятия для детей, психолого-педагогическое просвещение, оснащение предметно-развивающей среды.
Предварительная работа:
Обследование детей 5 лет для представления на ПМПка.
Подбор научно-методической литературы, пособий, игрового материала.
Содержание проекта
1. Занятия с детьми на развитие познавательной сферы.
Интенсивность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Максимальное количество детей в подгруппе 7 человек. В занятия входят игры и игровые упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию познавательной сферы ребенка, развитие мелкой моторики, связной речи, словаря.
2. Консультации с родителями, воспитателями.
3. Стендовая информация.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня внимания, памяти, мышления, речи.
Работа над проектом.
1. Занятия с детьми по развитию познавательной сферы, развитие мелкой моторики, речи. Работа подгрупповая, по 6 – 7 человек в каждой подгруппе; 1 раз в неделю; продолжительность занятий 20-25 минут.
Структура занятий:
- приветствие;
- интеллектуально-развивающие игры и упражнения (направленные на развитие памяти, мышления, речи, внимания, восприятия);
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка;
- рефлексия.
2. Консультации с родителями, воспитателями.
3. Стендовая информация.
Автор составитель: педагог-психолог Н. В. Мазепова
Этапы проекта :
1. Диагностический: исследование уровня познавательных процессов.
2. Развитие познавательной сферы :
- развитие когнитивных процессов: внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, мышления;
- развитие речи : расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- развитие мелкой моторики рук.
2. Итоговый: исследование уровня познавательных процессов.
Литература
1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2000.
2. Ермолаева М. В. Психология развития. – М., Воронеж, 2003.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М. : Просвещение, 1973.
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия, Екатеринбург, АРДЛТД, 1998.
5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.
6. Лобанова Н. Е. Особенности операций обобщения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Дефектология №6, 2006.
7. Мухина В. С. Детская психология. – М. : Просвещение 1985.
8. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М. : Новая школа, 1996.
9. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольников. Под ред. Венгера Л. А., М. : Просвещение, 2000.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : 1973.33. Ушакова
11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М. : Просвещение, 1995.
12. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. : Просвещение, 1989.