ЕЛЕНА ЗГУРСКАЯ
Формирование социального интеллекта детей ДОУ средствами социокультурных норм и традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы выступления на методическом часу: «Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста средствами социокультурных норм и традиций современного общества»
на тему: «Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.
Публикация «Формирование социального интеллекта детей ДОУ средствами социокультурных норм и традиций» размещена в разделах
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).
Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Важнейшая функция семьи - воспитание подрастающего поколения.
Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.
Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации.
Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:
-Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
-Ориентироваться в межличностной ситуации;
-Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)
-Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
-Сопереживать и сочувствовать другим людям.
Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом :
-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
-Откликается на просьбы других детей
-С удовольствием занимается вместе со взрослым;
-Успешно действует под руководством взрослого;
-Принимает помощь взрослого;
-Часто взаимодействует со сверстниками;
-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;
-Проявляет лидерские способности;
-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
-Действует самостоятельно;
-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.
Важно отметить, что для развития социального интеллекта не обязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях.
Некоторые примеры игр и упражнений, способствующих формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
"Я и моё имя"
Цель:
1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.
Совместная деятельность начинается с приветствия:
- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.
Игра "Назови себя". Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.
Игра "Клубочек". У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.
Коммуникативные игры.
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой.
Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Формировать положительное отношение к сверстнику.
1. Приветствие. Для приветствия Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»
2. Игровое общение. Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал» : Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио. Проводится игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий. Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.
Развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и его успешной социализации.
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Особое значение развитие социального интеллекта приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду.