Инна Смирнова
Программа развития звукопроизношения детей с учетом возрастных норм для воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития звукопроизношения детей с учетом возрастных норм для воспитателя ДОУ
В каждом дошкольном образовательном учреждении воспитываются дети с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой сферы. У детей понижен мышечный тонус, слабая мелкая моторика рук, слабо развиты перцептивные действия, ограничен социальный опыт. У проблемного ребенка и слабое произвольное внимание. А привлечь внимание можно только яркими предметами, звуками, движением.
Темочки:
На основе теоретического анализа проблемы, изучения методической и педагогической литературы и собственного педагогического опыта, была разработана программа артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и дидактической игрушки (на основе проекта "Весёлый Язычок") для развития звукопроизношения у детей с учетом возрастных норм.
Цель программы : выработка правильных движений и нужных положений органов речи для четкого произношения звуков.
Задачи:
1. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных норм для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста и включает четыре основных раздела: артикуляционная гимнастика для детей 3 – 4 лет; артикуляционная гимнастика для детей 4 – 5 лет; артикуляционная гимнастика для детей 5 – 6 лет; артикуляционная гимнастика для детей 6 – 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 10-15 минут с целой группой детей. Занятия проводятся в течение учебного года, начинаются с сентября и продолжаются по май (включительно) с перерывом в январе.
Артикуляционные упражнения должны быть целена-правленными. Важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед каждым новым движением, что позволяет взрослому проконтролировать качество движений, а ребенку — ощутить, осознать и запомнить свои действия.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». Каждое упражнение вначале демонстрирует дидактическая игрушка «Язычок». Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание, но и понимать, точно выполнять его, запоминать последовательность движений.
Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений. Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка. На занятиях в младшей группе, в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, рекомендуется ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В подготовительной группе количество повторений возрастает до 10—15.
Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится.
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.
К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая - зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка. Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся, в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результативность гимнастики будет низкой.
Наша работа организуется следующим образом:
1. Рассказ об упражнении с использованием игровых приемов.
2. Демонстрация упражнения.
3. Проверка правильности его выполнения.
4. Автоматизация.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
1. Все упражнения выполняются в форме игры или с использованием игровых приемов.
2. Обучающий показывает, что нужно делать языком или губами, затем постепенно добивается того же от ребенка.
3. Так как почти все звуки речи произносятся широким языком, то нужно научить удерживать его распластанным в любой позиции.
4. Обучающий предупреждает, удерживает от быстрых, беспорядочных движений речевых органов; каждая правильная позиция языка, губ или нижней челюсти фиксируется на счет до трех, иногда даже дольше.
5. Ребенку не рекомендуется говорить, что он чего–то не может сделать, у него не получается, так как это может привести к отказу от занятий. Наоборот, надо подбодрить его: «Язычок сегодня устал и не хочет слушаться, но скоро он это сделает, у тебя хороший язычок».
6. Для образования двигательных навыков органов речи требуются систематические занятия не менее двух раз в день – утром и вечером, для детей 3 – 4 лет – по 5-7 минут, а 5-6 лет – по 10-15 минут.
7. Ежедневно повторяются два – три прежних упражнения и дается одно новое.
8. Вся работа проводится сидя: в это время у ребенка спинка прямая, руки и ноги в спокойном состоянии, он не напряжен.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение - правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение учебного года способствует более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Полный текст комплексной программы артикуляционной гимнастики «Веселые приключения Язычка» для детей от 3 до 7 лет представлен в приложении к аттестационной работе.