Лиана Панова
Формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-ритмическая деятельность.
Каждый день, приходя на работу в детский сад, я погружаюсь в мир гармонии, в мир детства и сказки.
Жизнь - это быстротечная река, со своими поворотами судьбы. Никто не знает, что ждет наших воспитанников в будущем, но в одном я уверена, что время, проведенное в детском саду, не только не забудется, но даст положительный результат в жизни каждого ребенка.
Начало творческого развития детей во многом зависит от педагога.
Публикация «Формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а первое целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.
«Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Моя цель - всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и их развитие, а также развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыкально-ритмической деятельности.
Я хочу наполнить пребывание детей в саду музыкой, сказкой, приятными впечатлениями, добротой и взаимопониманием. Эту возможность мне дает моя работа музыкального руководителя.
Я, Панова Лиана Станиславовна, работаю в дошкольном учебном заведении комбинированного типа№ 18 «Росинка»музыкальным руководителем.
В течении последних трех лет работаю над темой «Развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Занятия по хореографии получили широкое распространение в работе с дошкольниками. Однако вопросы организации хореографической работы в дошкольном учреждении исследованы недостаточно. Учеными рассматривались лишь отдельные ее аспекты: выяснение особенности детского танцевального творчества (Г. Акбарова, С. Акишев, А. Горшкова); изучено влияние музыкально-хореографических традиций на музыкально-двигательное развитие старших дошкольников (А. Шевчук); исследование особенности поли художественного подхода к освоению детьми образной природы хореографии (Ю. Ушакова). Вопросы развития творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности в этих исследованиях рассматривались частично. Решение этой проблемы обусловило меня составить развивающий проект по теме «Развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью обосновать и внедрить систему работы по музыкально-ритмической деятельности в дошкольном учреждении в контексте творческого развития ребенка. Практическая значимость данного проекта заключается в разработке системы и поэтапной реализации работы педагога по творческому развитию дошкольника.
Принимая за основу методики А. Шевчук, А. Мартыненко я разработала проект по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста способами музыкально-ритмической деятельности».
По -моему мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной особенностью моего проекта является продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способности к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцювальному творчеству, предусмотрена в этом проекте, отличается значительной новизной.
Для развития творчества наиболее благоприятным является танец.
Благодаря своим особенностям, танец активно влияет на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. Необходимое условие танцевального творчества - накопление опыта в танце, овладение навыками, умение комбинировать свои знания и представления, передавать свои мысли и чувства, переживания, первичная установка (измени, придумай, покажи) в творческой деятельности.
Основной идеей моей работы является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу моей деятельности :
Принцип целенаправленности.
Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты
только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для
развития танцевально - творческих способностей.
Принцип систематичности и последовательности.
Работу по развитию танцевального творчества веду в определенной
системе и последовательности. Исследования провожу поэтапно:
первый этап – накопление впечатлений
второй этап – спонтанное выражение творческого начала
третий этап – поиск творческих решений
четвертый этап – самостоятельная деятельность детей
пятый этап - индивидуальное и коллективное творчество.
Принцип доступности.
Я использую различные формы и методы работы с детьми, провожу
интегрированные занятия, использую ритмічніі игры,
дидактический материал, танцевальные миниатюры, игры-хороводы, образные упражнения и т. д.
Принцип воспитания и развивающего обучения.
Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения :
познавательную, воспитательную, развивающую; формирую у
дошкольников интерес к различным видам танцевальной деятельности,
развиваю творческие способности.
Принцип индивидуальности.
Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности
применяю в зависимости от индивидуальны х особенностей и
возможностей каждого ребенка.
Принцип прочности.
Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности.
Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Коллектив нашего детского сада проводит работу с выстраивания сотрудничества взрослых с детьми и детей со сверстниками на основе межличностного диалога, формирование детского сообщества, создание условий для активной деятельности каждого ребенка, а так же и творческого танцевального развития детей. Танцевальное искусство, как действенное средство художественно-эстетического искусства формирует творческие качества личности.
Выполняя задачи по развитию творческих способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности я создала кружок «Веселые капельки». Работу провожу дважды в неделю. В кружок принимаются дети, которые проявляют личные желания углубленно заниматься этим видом деятельности. Приоритетными формами организации детской деятельности являются разнообразные занятия (развивающие, игровые, сюжетно-игровые, занятия-путешествия и т. п., презентационные формы (концерты, творческие отчеты, праздники, дни открытых дверей, творческие домашние задания.
Во время проведения занятий различного типа, придерживаюсь определенной структурной организации. В свои занятия я добавляю такую часть, как импровизации (индивидуальные, коллективные, контактную двигательную деятельность). И хочу отметить, что детям это очень нравится. Сначала малышня, воспринимала ее с опаской, но когда поняли, что это интересно, весело, то начали импровизировать - и у них это очень хорошо получается. Особенно, нравятся живые картинки «Осень на дворе», «На берегу реки», «Лесная полянка» и др.
На своих занятиях использую как традиционные (метод показа, иллюстрированной наглядности, многократное повторение, концентричности, так и нетрадиционные методы.
Интересным является метод индивидуальной импровизации, цель которого овладению ребенком пространством зала и обучение детей свободно использовать различные положения тела во время исполнения элементарных танцевальных движений. В рамках этого метода предлагаю детям двигаться с определенным настроением, так чтобы не касаться друг друга, двигаться спиной, боком и тому подобное. Не менее интересным является метод контактной хореографии, который ставит целью овладение ребенком контактом с партнером, формирование доверия и понятие взаимозависимости. Во время реализации этого метода предлагаю детям двигаться по залу в свободном направлении при этом крепко держаться за руки (плечом к плечу, пятка к пятке и т. п,или стать спиной друг к другу и двигаться так, чтобы между спинами не было промежутка, или один ребенок идет лицом вперед, другая в это время массирует ей плечи; или один делает воротца, а другой пролізає, потом меняются местами и тому подобное. С удовольствием дети выполняют задания коллективной импровизации, в состав которой входят такие игры как «Зеркало», Диджей» «Дирижер», «Волшебная страна», «Королевство настроения»
На каждом занятии я провожу работу по обучению и закреплению технических навыков выполнения определенных танцевальных движений. Это деятельность не всегда интересна детям, потому что построена на неоднократном повторении, подражании, прямом показе. В то же время она необходима для накопления ребенком определенных технических навыков, которые в будущем лягут в основу ее импровизации. Во время репетиционной работы я не ставлю за самоцель овладения навыками и умениями, поэтому предоставила традиционным приемам характера проблемности.
Например, каждый ребенок имеет возможность испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под музыку ее движения. Дети по очереди показывают изобретенные ими движения, отвечающие характеру музыки, а все другие усваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенной, активной, пытается предложить товарищам интересные движения, найденные ею, выполнить их красиво. Накапливая подобным образом движения, дети имеют возможность их творчески применять, коллективно составлять танцы, импровизировать под музыку. Для того, чтобы дети лучше понимали эстетические критерии движений, в содержание задач включаю игровые элементы («Покажите уши в большого слона, а теперь хобот», «Ползем как уж» и др). Для закрепления двигательных умений использую карточки с изображением сказочных героев (Незнайка, Буратино, Золушки и др.) предлагаю детям придумать движения, которые мог бы выполнить указанный персонаж.
Итак, для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, я сполучаю практические приемы, основанные на подражании, с проблемными заданиями.
Провожу я свою работу в три этапа:подготовительный ( работа без детей:анализирую методическую литературу и интернет ресурсы по теме; подбираю музыкально-ритмические игры; составляю фонотеку МР3; подбираю материал к календарно-тематического планирования; подбираю диагностический материал; пі дготовлюю методический материал для занятий: комплексы движений для танцев - минуток, хореографических постановок, различных игр; составляю группы детей для занятий в кружке «Веселые капельки» ; разрабатываю календарные планы; провожу диагностику)., продуктивный (практическая работа с детьми, и заключительный (провожу диагностику, систематизирую портфолио, провожу творческий отчет по проведенной работе, подвожу анализ своей работы).
При подготовке и проведении занятий, широко использую средства ИКТ :
осуществляю просмотр в записи выполненных упражнений и анализ собственных ошибок;
просмотр новых упражнений и техники их выполнения ; совместно с воспитателями провожу анализ сайтов по хореографии для детей дошкольного возраста и адаптую полученную информацию для занятий.
Также провожу работу с родителями (консультации, родительские собрания, Дни открытых дверей, праздники, творческие отчеты). Они, в свою очередь, очень помогают мне в моей работе (участие в праздниках, помощь в приготовлении костюмов и др.).
За последние три года, работая над этой проблемой, используя в своей работе инновационные технологии, я получила хорошие результаты. Работу по развитию творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста считаю успешной потому, что на занятиях, праздниках и в повседневной жизни дети получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.