Татьяна Назарова
Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1. Экологическое воспитание по программе С. Николаевой.
Чтобы знать, как относятся дети к окружающему миру и оценить степень экологической воспитанности, в каждой группе, с учётом психологических особенностей детей данного возраста.
Проведя мониторинг в сентябре, педагог строит свою работу с учётом результатов мониторинга,ведя индивидуальный подход к детям.
Публикация «Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В младших группах часто используются игровые персонажи, игровые обучающие ситуации, диалоги от лица персонажа. Игровой приём используется и в трудовых действиях, и в исследовании чего-либо, и в наблюдении, а также при решении дидактических задач в дидактических играх.
Чтобы выяснить знания о животных, растениях, проводятся индивидуальные беседы с использованием предметных картинок.
К трудовым действиям привлекают сначала тех детей, кто проявляет к этому интерес(«Покормим птичку, рыбку; уберёмся в уголке природы» и т. д.) и только потом то, кто никак не проявил себя ранее.
Чтобы довести до сознания детей : растения живые, им нужен уход, чтобы сформировать правильное отношение детей к растительному миру, придётся последовательно и многократно объяснить, показывать, что растения пьют, растут, цветут, т. е. живут.
Уже с младшей группы можно привлекать детей к рисованию лука с помощью трафарета (в «Огороде на окне», вовлекать в опытничество: что будет с луком в банке без воды.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая природная среда на участке д/сада. Наблюдая за детьми на прогулке, можно убедиться в том, что у них есть интерес к живой и неживой природе. И здесь очень важно не упустить этот момент: возникновение интереса, вопроса, сообщения. Суметь найти время, чтобы рассмотреть жучка, которого ребёнок зажал в кулачке или пытается раздавить кого-то на дорожке. В 3-4 летнем возрасте это идёт не от жестокости, а от осознания: «Я большой, я смогу», и от интереса: «А что будет дальше?», «Поймаю посмотрю, как он ползает!» Негативные действия малышей носят часто познавательный характер: сорву цветок, чтобы посмотреть на него, заглянуть вовнутрь. Поэтому следует больше внимания уделять индивидуальной работе в наблюдениях.
Отношение к окружающему миру детей можно определить и по их высказываниям. Поэтому позитивные высказывания детей, например: «Тише, не надо шуметь, видите, как она сжалась!» нужно поддерживать, дополнить, а негативное отношение, содержащееся в репликах детей, не следует сопровождать потоком обвинений - доступно, спокойно педагог объяснит, в чём ребёнок не прав.
В младшем возрасте дети, в большинстве своём, часто проявляют равнодушие и к животным, и к растениям.
Поэтому стоит обращать внимание на проявление интереса, спокойно, последовательно, путём многократных повторений давать ребёнку навыки и умения, вызвать желание ухаживать, позволит к концу младшей группы уже ввести элементы дежурства.
Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения младших дошкольников к природе принадлежит созданию педагогических условий:
-обогащённой природной зоны в групповой комнате,
-систематическое вовлечение в самостоятельную деятельность,
-поддержание пытливости.
В средней группе багаж знаний по экологии постепенно увеличивается, воспитатель, основываясь на программу С. Николаевой продолжает работу, начатую во 2-ой младшей группе. Самое главное-это: систематичность, последовательность, творческий подход воспитателя, ориентируемый на активность детей.
2. Программа групп старшего возраста очень насыщенна наблюдениями, беседами, занятиями. И, если педагог смог ещё с младшей группы увлечь детей, то работа будет вестись не по принуждению, а по желанию. Чтобы спланировать, наметить индивидуальную работу в своей группе, нужно начать с мониторинга: не по вопросам, со стороны наблюдая за детьми, поведением в уголке природы, на участке - всё, что говорят, спрашивают, делают дети, записывать в тетрадь.
В экологическом мониторинге детей старшего возраста проявляется степень заинтересованности детей. По методике С. Николаевой. «Добровольные помощники»(стр. 194 «Юный эколог». Программа) воспитатель только на 3-ий неделе обращается к детям, которые остались равнодушны, Ито, оставляя за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому в уборке уголка природы.
Все три недели воспитатель не обучает детей трудовым навыкам, не делает им замечаний, не упрекает, отвечая на все детские вопросы, и, что самое главное - остаётся доброжелательным и внимательным.
Кроме уже известных направлений по экологическому воспитанию (умственное развитие, игровое направление, эколого-оздоровительное направление, эколого-эстетическое) воспитатели могут реализовать и другие свои интересы и способности, вовлекая в эту деятельность детей.
- самиздатовская деятельность,
- «водная» или «деревянная» тематика,
- создание различных музеев,
- развитие географических представлений дошкольников.
Вся работа, направленная на экологическое воспитание дошкольника, ведё тся с соблюдением принципов: материал наращивается в течение учебного года, усложняется. В начале года каждая тема представляется элементарно просто, неоднократно повторяется в течение учебного года, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений.
Подача познавательного материала и организация деятельности осуществляется с помощью приёмов, вызывающих у детей положительные эмоции.
Отсутствие в программе С. Николаевой жестокой регламентации позволяет «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить с обязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.
У многих ребят есть нарушение в развитии моторики, у некоторых слабо развиты речь, эмоции, координация. Через знакомство с окружающим миром идёт и общее оздоровление, выравнивание ребёнка.
Особое место в работе с такими детьми имеют пластические этюды: «Зайчик испугался», «лиса крадётся», «волк голодный», «медведь наелся малины» и т. п. При помощи мимики и жестов ребёнок передаёт повадки, поведение, характер, развивая своё воображение.
Есть в психологии такой термин «анималотерапия», т. е. общение с животными. Общение с животными благотворно воздействует на детей с повышенной возбудимостью, тревожностью, замкнутостью.
Летняя погода особенно способствует общению ребёнка с окружающим миром. Летом можно наблюдать за цветущими растениями, насекомыми, птицами, рассматривать, сравнивать объекты неживой и живой природы, оздоравливать детей.
Именно летняя природа знакомит дошкольников с многоцветьем растений, богатством красок и звуков, запахами.
На прогулках летом часто используется приё м приближения: погладить ствол ладошкой, обнять дерево, прижаться к нему щекой, спиной, посмотреть синеву неба сквозь зелёную ажурную листву, в жару встать под крону и ощутить приятную прохладу, вдохнуть всей грудью и почувствовать запах дерева, закрыть глаза и послушать шелест листьев. Этот приём позволит ребё нку почувствовать: дерево живое, с ним можно общаться, общение приятно, у дерева есть проблемы и попытаться ему помочь. Педагог может организовать уроки доброты: найти в ближайшем окружении объект природы, обсудить возможную помощь и провести её.
Воспитатель в разные режимные моменты ведёт с детьми познавательную деятельность.
Уроки мышления.
Основным условием их проведения является интерес ребёнка. Интерес ребёнка, заинтересованность в сочетании с увлекательным рассказом воспитателя способствует формированию у детей чувства природы.
3. Детские «почему?»
Отвечая на детские «почему?», взрослый должен максимально серьёзно относиться к этому делу, оправдывать интеллектуальное доверие со стороны ребёнка. Отвечая на вопросы детей, взрослый и сам развивает творческое мышление и фантазию, а иногда вопрос ребёнка ставит в тупик и побуждает заняться самообразованием. Однако, взрослые часто предпочитают прибегать к тактике «доступности», т. е. отвечать так, чтобы с взрослой точки зрения ребёнку было доступно. Но не следует забывать, что в итоге перспектива детского развития оказывается искусственно зауженной.
Взрослый не должен забывать, что он является посредником между ребёнком и культурой, в данном случае экологической, и поэтому не может передавать ребёнку только то, что считает нужным. Но не стоит и лишать ребёнка радости побыть в роли учёного и найти ответ самому.
Недополученные в дошкольном детстве знания оборачиваются интеллектуальным отставанием.
Можно и 3-х летнему ребёнку рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил.
- То, что ребёнку интересно, он обязательно запомнит, и не нужно бояться перегрузить информацией – если малыш не понимает, он попросту переключится на другой вид деятельности.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации или подобные им.
- «Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?»
- «Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Вы согласны?Можно ли так поступать?»
Личная безопасность.
Личная безопасность, здоровье человека могут стать предметом индивидуальной работы. Знакомство с символами, правила личной безопасности при общении с природой научат дошкольника ориентироваться в жизненных ситуациях (беседы, игры, упражнения).
Исследования.
Лето – благоприятное время для самых разных открытий. Объектами исследования могут стать почва, вода в разных условиях, лекарственные травы, растения, пеньки, камни,ветер, песок и т. д.
Для таких исследований могут понадобиться фломастеры, карандаши, коробочки, лупа и даже фотоаппарат. Это вид деятельности чаще используется в старшем дошкольном возрасте.
Коллекционирование.
Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе: можно собирать камешки,семена различных деревьев, интересные корешки, открытки о природе, рисунки о природе, душистые травы и т. д.
Часто дети коллекционируют фантики. Часть такой коллекции можно будет использовать для поделок, подарков.
Коллекции могут стать материалом выставок, устраеваемых в группе, в д/саду и тогда ребёнок – хозяин коллекции, сможет провести экскурсию.
Прогнозирование погоды.
Этот вид деятельности позволяет детям испытать радость работы. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чём предупреждает ласточка, паучок,кузнечик, туман и т. д.)
Прогназирование погоды позволяет убедиться во взаимосвязи живой и неживой природы. Приметы можно рифмовать и зарисовывать (ласточки летают низко – значит дождик близко). Прогназирование проводится не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировалось ценностное отношение к природе.
Природа, как известно, любит не шумные компании, - свои таинства она доверит не торопливому, а вслушивающемуся, всматривающемуся наблюдателю. Поэтому наблюдения группами, индивидуальные не стоит упускать.
В наблюдениях используется приём удивления. В этом случае ребёнок, дети узнают что-то удивительное о хорошо знакомом, часто встречающемся объекте природы: «Оказывается, одуванчик боится замочить свои семена – парашютики, и поэтому перед дождём или ненастьем складывает свои пушистые шарики», или «А ты знаешь, через одуванчик можно посмотреть, только будет видно всё, как в тумане…»
Приём удивления используется педагогом как средство активизации познавательной деятельности, как инструмент формирования устойчивого интереса. Сравнения, загадки, необычные сведения, парадоксальные факты вызывают у детей восхищение и удивление.
Для активизации стремления детей к наблюдениям за природой используются вопросы и задания проблемного характера, опытнические ситуации, совместные зарисовки в календаре и альбоме летних наблюдений, сенсорное и практическое обследование, моделирование, игровые приёмы.
Воспитатель учит детей не просто называть объекты окружающей природы, но и любоваться красотой пейзажа, выражать чувства словами, учит вдыхать запахи трав, всматриваться вдаль. Трудно привить любовь и трепетное отношение только запретами: «нельзя», «не надо», «не тронь!».
Какую бы работу не проводил воспитатель, но всегда должен помнить, что больше всего действует на ребёнка мудрое общение со взрослыми, а не сумма мероприятий и приёмов.
Организация жизни, творчества, воспитательно – образовательного процесса должна быть ненавязчивой, недавлеющей, а органично возникающей и незаметно для ребёнка.
Все используемые методы и приёмы должны гибко сочетаться с той ситуацией, в которой вы находитесь.
Часто мы, взрослые, говорим: «Ребята, природу надо любить». А как это объяснить: любить природу – объясняться в любви каждому дереву или камешку? В том-то и дело, что чувства нельзя объяснить – их надо показывать!
Музыка, поэзия эмоционально воздействуют на человека, на ребёнка. Детям надо читать стихи! Ритмичное слово нравится детям. Иногда яркая поэтическая строчка высветит то, что не затронуло в беседе, набдюдении. Заучиваемые стихи, конечно, должны быть красивыми, нравственными, несущими эмоциональный заряд. Стихи должны быть заслуживающими того, чтоб их читали.
Познавательная деятельность способствует передаче и усвоению детьми знаний, но заниматься только просвещение не достаточно, необходимо приобщать детей к практической деятельности: убрать территорию, принять участие в благоустройстве, ухаживать за растениями на клумбе: выпалывать сорняки, поливать, собирать семена.
Возможно проведение трудового десанта. Например: «Умелые руки не знают скуки», «Санитарный день», «Напоим саженцы» и т. д.
Оздоровление детей.
Лето – благоприятная пора. Сочитание благоприятных факторов способствует оздоравливанию организма ребёнка. Игры с водой, ветром, индивидуальные упражнения на предупреждение плоскостопия и нарушения осанки с использованием природного окружения : веточек,палочек, травинок, деревьев; игры и упражнения с мячом, скакалкой, игра в теннис, бадминтон, релаксация, расслабление «Послушайте кузнечиков», «Шум листвы», «Давай посидим тихонечко, посмотрим на облака» и т. п. способствуют укреплению ребёнка.
Хочется надеяться,что проводимая нами работа по экологическому воспитанию, обязательно даст результаты и мы растим людей, хорошо понимающих своё место на Земле: «Человек разумный».