Папки-передвижки

Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста

Белькова Ирина
Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста

Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества.

Публикация «Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государ-ственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии [1].

О необходимости формирования нравственных качеств детей до-школьного возраста писали в своих работах Р. С. Буре (социально – нрав-ственное воспитание дошкольников, В. А. Горбачева (поведение детей в детском саду, Т. С. Комарова (эстетическое воспитание. Проблемы дошкольной педагогики, А. Д. Кошелева (эмоциональное развитие дошкольников, С. В. Петерина (культура поведения дошкольника). В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.

Однако, однозначного определения к понятиям нравственность, нрав-ственные преставления, нравственное воспитание, нравственные качества в научной литературе нет. В широком смысле нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [2].

Различную трактовку понятию нравственность можно найти в Толко-вом словаре русского языка Ушакова Д. Н, книге Гаспарова М. Л. «Записки из выписки».

В своей работе мы придерживаемся определения «Нравственность», данного в методическом пособии Мухина В. С. «Детская психология» : «нравственность» в первую очередь, система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, поря-дочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [3]. А также определе-ния «Нравственные качества» : «Нравственные качества» – это система внут-ренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [4].

Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, также были проанализированы работы различных психологов и педагогов, которые посвятили свои исследования проблеме формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста, что стало основой для формулировки и подбора воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Анализ нормативных документов, педагогического опыта методистов, воспитателей детского сада, УМК с позиции выявления возможностей при-менения воспитательных ситуаций, направленных на формирование нрав-ственных качеств детей дошкольного возраста по данной теме исследования подтвердили значимость и необходимость подбора, разработки и составления воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Анализ методической литературы позволил сделать вывод о недоста-точном уровне методического обеспечения формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством воспитательных ситуаций. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно подобрать, сформулировать интересные воспитательные ситуации, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста (в частности старших дошкольников 5 – 7 лет, которые мы в дальнейшем преобразуем в сборник по разделам.

Целевые ориентиры данных воспитательных ситуаций :

1. Формирование умения сопереживать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих у детей дошкольного воз-раста

2. Закрепление этических понятий «жадность» и «щедрость» у детей дошкольного возраста

3. Формирование вежливости у детей дошкольного возраста.

4. Формирование доброжелательных взаимоотношений с другими людьми и развитие чувство доброты у детей дошкольного возраста.

Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравствен-ных качеств детей дошкольного возраста, которые представлены в нашей исследовательской работе (курсовом проекте) :

1. подобраны и составлены, в частности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);

2. объединены общей целью (формирование нравственных качеств);

3. разработаны с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств детей дошкольного возраста нами разработана карта наблюдения, подобран диагностический инструментарий (Методика «Закончи историю» Г. А. Урунтаева, Ю. Афонькина, Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Л. Ю. Субботина. Тест. «Умение сочувствовать, сопереживать», который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам курсового проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.

Таким образом, формировать нравственные качества детей дошкольного возраста — это значит воспитать в ребёнке критерии должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру.

Воспитательные ситуации, помогут воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в зависимости от целей воспитания педагог может использовать как на занятиях, так и вне занятий.

Список литературы:

1. Глоссарий

URL : https://www.glossary.ru/cgi bin/gl_sch2.cgi?RNwgixyilttuxy;

1. Мухина В. С. «Детская психология» - М. : Апрель пресс: ЭКС-МОПресс, 1999

URL : https://sheba.spb.ru/shkola/pedagogika-muhina-1985.htm

2. «Патриотическое воспитание : от слова к делу» - г. Москва, 2018г. 1

URL : https://kgeu.ru/studportfolio/GetDoc/26017?idFizLico=123761

3. Терещенко Г. Ф. «Вопросы духовно - нравственного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко». – г. Тамбов

URL : https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-duhovno-nravstvennogovospitaniya-v-pedagogicheskom-nasledii-a-s-makarenko

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 18:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Белькова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД