Ирина Волжанкина
Тестопластика-одно из направлений развития декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ как средство успешной социализации дошкольников, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка является главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Публикация «Тестопластика-одно из направлений развития декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашем детском саду организация дополнительных образовательных услуг осуществляется в форме кружков. Занятия проходят с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня-2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут (5 мин. - теория, 25 мин. - практика). Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
Разрабатывая программу «Волшебные ручки» целью, которой является развитие декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, проявляющих повышенный интерес к ручному труду, посредством выполнения самоделок из солёного теста. Мы попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. В процессе обучения дети научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что через дополнительное образование мы помогаем адаптироваться ребёнку в обществе, сформировать положительное отношение к труду и творчеству.
Занятия по программе кружка развивают мелкую моторику рук, усидчи-вость, внимательность, трудолюбие, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также они воспитывает упорство, наблюда-тельность, воображение и хороший вкус. Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Это и подчеркивает педагогическую целе-сообразность программы. Поэтому программа кружка является актуальной в наше время.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение лепке декоративных изделий из солёного теста и относится к кате-гории работы с нетрадиционными материалами, которая ещё не нашла широкого применения в дошкольных учреждениях, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
В народном декоративном искусстве всё основано на отработанных профессиональных навыках и приёмах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приёмы столь совершены, что обучение многим из этих технических приёмов доступно для детей уже пяти-семи лет. Как руководитель кружка я выбираю эффективные приёмы и методы с учетом знаний и навыков, получаемых детьми на занятиях кружка. В процессе деятельности у ребят формируются такие качества, как самостоятельность, воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности.
Ребёнок, прежде всего творец, а в творчестве развивается его фантазия, художественный вкус. На каждом занятии уделяется время на освоение новых приёмов работы с солёным тестом, закрепление уже известных, а также использование разнообразных материалов, что вызывает стремление к новым достижениям.
Мною был составлен перспективный план, в котором я разработала серию занятий. Цели этих занятий направлены на развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом. Предложенные занятия служат творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста.
Организация занятий по лепке: С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми.
Реализация программы:
В первую очередь было проведено ряд занятий: «Угощение для кукол», поделки для сюжетно-ролевой игры «Кондитерский магазин». По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях, происходило знакомство детей с тестопластикой как видом декоративно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Познакомившись с чудесным пластичным материалом - солёным тестом, дети чувствовали радость творчества, наслаждались восторгом друзей, так как поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства сопровождается художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Тему для лепки старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого. Например : осенью - «Овощи-фрукты», «Ярмарка», «Подарок маме» (панно Ко дню матери, зимой-«Новогодние игрушки на елку», «Рождество», весной-«Масленица» (учили заклички, лепили жаворонков, «Пасха». Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Техника лепки проста, и её легко освоить. Самые сложные поделки из солёного теста выполняются из простых элементов - колобков, колбасок и лепёшек. Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок, чесночницу для оформления «шерсти» животных и различных декоративных фактур, в качестве инструментов можно использовать карманную расческу, пробку от бутылки, зубочистку, стеку, пластмассовую вилку, все что найдется под рукой. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост. Темы для лепки: зайчик, бабочка, мишка, ежик. И последней темой запланировала - «по замыслу».
Ещё одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры, углубляет у детей интерес к лепке. Поощряется индивидуальность, развиваются эмоционально-художественные способы выражения. Одна из главных задач в обучении творческому труду – вызвать заинтересованность, дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребёнок сам смастерить множество поделок, проявляя при этом творчество и выдумку.
Таким образом, в процессе работы дети овладевают различными способами работы с соленым тестом. Приобретенные навыки обеспечивают успех в их творческой деятельности.
В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев и творческие способности, совершенствуется художественный вкус. Формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца, создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. Дети узнают много интересного об окружающем их мире, научатся любить и не причинять вред природе и живым существам, населяющим нашу планету. А самое главное – они никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.
Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки, конкурс, самостоятельная работа, мастер-классы, коллективный анализ творческих работ, портфолио дошкольников.
В сентябре родителям были даны советы на оказание своевременной помощи и создание условий для работы, а для этого всегда должен быть материал: мука, соль, простейшие инструменты; проведены беседы-рекламы о работе кружка. В октябре организовали выставку детских работ «Герои любимых сказок»; подготовила папку с фотографиями детских работ, в которых показала схемы работ из солёного теста. В ноябре на родительском собрании провели с детьми мастер-класс; подобрала литературу по тестопластике. В доступной форме были раскрыты особенности работы с соленым тестом, и использование его в целях решения воспитательно-образовательных задач; показала роль взрослого в процессе руководства трудом. Я стремилась к тому, чтобы родители поняли свою ответственность за организацию работы с соленым тестом, вовремя смогли поддержать положительные интересы детей, давая советы и оказывая своевременную помощь.
Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная нами система игр-занятий с солёным тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики. За время обучения у детей отмечается положительная динамика в качестве и аккуратности выполнения работы, уверенное применение в лепке по тестопластике знакомых способов и приемов: расплющивание, оттягивание, отщипывание, вдавливание, дополняются налепами. Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов, составление несложных композиций. Чувство ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам.
Тестопластика становится все более интересной и для детей, и для родителей. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду, формируются навыки продуктивной деятельности. Опыт успеха в результатах труда придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам. Мои наблюдения показали, что в процессе лепки совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Свою практическую деятельность по данной программе, я продолжаю проводить с детьми старшего дошкольного возраста, осуществляя ее в комплексе всех вышеперечисленных задач.
Список литературы:
1. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - СПб: «Детство – Пресс», 2003.
2. Фирсова А. В. Чудеса из солёного теста. - М. : Айрис-пресс, 2010. –(Чудеса фантазии).