Кира Брагинская
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Логопедические занятия направлены на формирование всех компонентов языковой системы: расширение словаря, развитие грамматического строя речи, совершенствование связной речи, коррекцию фонетической стороны речи.
На всех этапах коррекционной работы педагог активно включает в свои занятия игровые упражнения. Это позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у ребенка, разнообразить занятия.
Публикация «Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
В данной работе мне хотелось бы остановиться на играх, направленных на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи.
Приведу примеры игр, которые могут быть использованы в работе с детьми 6-7-летнего возраста.
«СУНДУЧОК»
Ребенку предлагается сундучок (волшебная коробочка) с предметными картинками. Малыш с закрытыми глазами достает одну из картинок и описывает ее. Например, мячик – большой, круглый, резиновый, разноцветный, прыгучий, веселый… Сформулировать это задание можно так: «Подбери признак!» или «Расскажи, какой он!»
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечком
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
«Веселые часики»
Перед ребенком кладем «циферблат». На нем – предметные картинки по кругу. Ребенок крутит стрелку. Называет картинку, на которую укажет стрелка. С этой картинкой могут быть выполнены разные задания. Например: «Посчитай от 1 до 5-ти!» (одна конфета, две конфеты, «Назови ласково!» (стул – стульчик, «Составь со словом-названием картинки предложение!», «Скажи, для чего это нужно!» и т. д.
«Жадина»
Эта игра направлена на закрепление умения правильно согласовывать местоимения с существительными.
Логопед говорит ребенку, что сейчас малыш будет «жадиной» и «отнимет» картинки, называя предметы со словами «мой», «моя», «мое», «мои». Ребенок поочередно берет у логопеда картинки и говорит: «Это моя чашка, это мой плащ, это мое полотенце…»
«В гостях у инопланетян».
Логопед говорит ребенку, что сейчас мы отправимся в гости к инопланетянам (можно показать картинку или игрушку). Инопланетяне не знают русского языка, не понимают значения многих слов, и мы им будем объяснять. И логопед называет ребенку слово (или показывает картинку) и просит объяснить, что это такое (или кто это). Например, повар – это человек, который готовит еду. Стол – это предмет, за которым мы кушаем, рисуем, работаем…
Для педагога очень важно организовать занятия с учетом ведущего видами деятельности – игры!