Саима Хасанова
Игры для развития цветового восприятия в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
9 «Видящие ручки»
Цель: Развивать зритель-ную память, цветовое восприятие у детей.
Материал: мелкие игруш-ки, мешочек. Дети рассматривают мелкие игрушки, определяют их цвет. Затем игрушки складываются в мешочек и предлагают на ощупь определить, что это за игрушка и каков её цвет. Побе-ждает тот из детей, кто даст больше правильный ответов.
М. К. Прете «Творчество и выражение». – М. : «Совет-ский художник», 1981.–114с.
10 «Что произойдёт?»
Публикация «Игры для развития цветового восприятия в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Развитие воображе-ния, цветового вос-приятия у ребёнка.
Материал: Краски, вода, бумага. На «мокрый» лист бумаги наносятся капли краски, затем лист встряхивают, поворачивают в разные стороны, получая необычный рисунок.
11 «Что бывает красным?»
Цель: Развивать цветовое зрение, умение воспринимать цвет в окружающей действительности, давать ему назва-ние.
Материал: Набор карточек, изображающих предметы красного (или любого дру-гого) цвета. Сначала задать общий вопрос: «Что бывает красным?».
Дети называют простые предметы по па-мяти.
Затем игра приобретает форму загадки: «Отгадай, что бывает красным на букву …».
Побеждает тот, кто назовёт большое коли-чество цветов и явлений.
12 «Придумай цвету название»
Цель: Расширить представление детей о цвете и его оттенках.
Материал: Набор картинок, с одной сторо-ны которых предметная картинка, а с другой – цветовое поле, соответст-вующее цвету изображённого пред-мета. Дети с помощью педагога или самостоя-тельно подбирают название цвета карточки, в основу которого ляжет название изобра-жённого на ней предмета.
13 «Контраст»
Цель: Закрепление понятия «Контраст».
Материалы: Карточки – картинки, изобра-жающие контрастные цветовые соче-тания, состояния природы, явления и понятия. Ребёнок должен подобрать пару карточек по принципу противоположности.
14 «Жарко – холодно»
Цель: Закрепление знаний о тёплых и хо-лодных цветах.
Материал: Игровое поле – 2 шт. (оранжевое и синее); карточки – изображения животных, окрашенные в тёплые и холодные цвета. Дети должны выбрать изображения жи-вотных и поместить их на соответствующее игровое поле, основываясь на знании холод-ных и тёплых цветов.
15 «Какого цвета больше?»
Цель: Учить выделять цветовую гамму, анализировать цветовую компози-цию.
Материал: Набор репродукций, набор цве-товых картинок. 1) Определить, какие цвета присутствует на картинке, и выбрать их из предложенных цветовых карточек.
2) Из выбранных цветов выложить гамму «от светлого к тёмному» (или наоборот).
Дети характеризует цвет по насыщенности, теплоте – холодности; решают, какого цвета больше использовал художник.
16 З. А. Михайлова «Маленький дизайнер». – СПб., 2004.
Цель: Развитие внимания, памяти, вообра-жения, эстетики восприятия.
Материал: Квадратные карточки с изобра-жением элементов узора. Дети в процессе игры создают выразитель-ный образ по цвету, расположение элемен-тов, размеру.
17 «Разговор красок»
Цель: Закрепление у детей знания названий основ-ных цветов, развития воображения.
Материал: Листы бумаги, цветные карандаши. Предложить детям нарисовать, какие они знают предме-ты определённого цвета, в том числе чёрного.
О. Л. Белобрыкина «Малень-кие волшебники или на пути к творчеству». – Новосибирск: НГПИЮ 1993.–62с.
18 «Цветовая угадайка»
Цель: Знакомство с основны-ми цветами.
Материал: Гуашь, кисть, вода, белый картон. Предложить детям угадать, соединением каких цветов получается данный цвет. Доказать верность ответа, сме-шивая краски.
19 «Кто составит больше от-тенков зелёного»
Цель: Знакомство с оттенками цветов.
Материал: Баночки с белой, чёрной, синей и жёлтой гуашью, белый картон, вода, кисть. Предложить детям, используя 4 цвета, получить как можно больше оттенков зелёного.
20 «Обозначь цвет»
Цель: Развитие цветового восприятия у ребёнка.
Материал: 2 набора цветной бумаги, 12 квадратиков, близких друг к другу по цвету и резко контраст-ных. Разложить квадратики и предложить детям угадать «ха-рактер» и «настроение» цвета. Есть ли среди них «доб-рые» и «злые»? «Весёлые» и «печальные»?
22 «Парусник»
Цель: Показать детям, что цвет мо-жет выражать содержания яв-ления, предмета.
Материал: 12 цветных квадратиков, кораблик из картона. «Мы с вами, ребята, сегодня поплывём на кораб-ле и сделаем цветные квадраты нашими парусами.
Поднимая по 2 паруса одновременно, мы сможем подать людям на берегу какую-нибудь весть. ПО сочетанию парусов они должны понять, добрая ли это весть или плохая…
Давайте поднимем паруса, которые отпугнут не-приятеля, и рыбакам дадим понять, что мы – мир-ные люди».
32 «Разноцветная вода»
Цель: Помочь ребёнку понять за-кономерности смешения цветов.
Материал: Вода, прозрачные ста-канчики, краски. Предложить ребёнку в каждый стаканчик с водой положить краску и покрасить воду. Попросить на-звать получившиеся оттенки (можно сделать 3 оттен-ка одного цвета).
Затем можно заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом предложить выложить из получивших-ся кубиков льда узор (хорошо это делать зимой).
№ п/п Источник, название игры, цель игры, оснащение Ход игры
34 «Вам барыня прислала…»
Цель: Развитие произвольно-го внимания у ре-бёнка. Это вариант старинной игры. Взрослый в игре контроли-рует выполнение правил.
Предложите ребёнку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он отвечать. Ответы могут быть разными; нельзя только вслух произносить запретное сло-во, например, называть белый цвет.
Затем можно задавать вопросы: «Был ли ты в поликлини-ке?»; «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребёнок дол-жен найти такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры. Сначала малышу можно дать карточку, раскрашен-ную запретным цветом (запретными могут быть резкие цвета).
Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета. Выигрывает тот, кто ответит правильно на большее коли-чество вопросов.
А. Кузнецова «205 разви-вающих игр для детей 3-7 лет». – М. : ООО «Рипол Клас-сик Дом XXI век», 2007.– 189с.
Заключение
В заключении следует отметить, что любая работа не принесет желаемого результата, если не будет действенной помощи родителей. Игра — замечательный инструмент для обучения детей. Если к ее проведению подключатся родители, то это не только расширит кругозор ребенка, но и сделает семейные отношения более тёплыми и доверительными, что повысит культуру общения в семье, положительно скажется на формировании маленького петербуржца, научит его применять полученные знания в своем творчестве.
Литература
1) А. Кузнецова «205 развивающих игр для детей 3-7 лет». – М. : «ООО Рипол Классик Дом XXI век», 2007.–189с.
2) Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М. : издательство «Скрипторий 2003», 2006.–80с. (2т.)
3) Г. С. Шватко «Игры и игровые упражнения для развития речи»/Под ред. В. В. Гербовой. М. : Просвещение, 1988.–64с.
4) О. Л. Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству». – Новосибирск: НГПИ, 1993.–62с.
5) Борзова В. А., Борзов А. А. «Методическое пособие по развитию творческих способностей у детей». – Самара, 1994.–315с.
6) С. Г. Маслова, Н. Д. Соколова «Мы выходим в мир прекрасного». – СПб. : СпецЛист, 2000. –159с.
7) Программа соцкультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Родник»/ составители: Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимаова и др. /. – СПб: ЛОИРО, 1997.–204с.
8) «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербо-вой, Т. С. Комаровой. – М. : Издат. дом «Воспитание дошкольника», 2004.–208с.
9) Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей». – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.–240с.
10) В. И. Ашиков «Солнечный круг». – М. : Пед. общество, 2000.–127с.
11) Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речей 5-6 лет/ состави-тели: О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова/. – М. : Творческий центр, 2004.–112с.
12) А. И. Васильева «Учите детей наблюдать природу». – Минск, 1974.–131с.
13) Б. Г. Мигаль, Б. А. Столяров «Язык изобразительного искусства. Цвет в природе и в изобрази-тельном искусстве». – СПб: ООО «Регул-ТО», 1999.–2.