Татьяна Макарова
Терапевтические сказки для коррекции тревожности и страхов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые занятия на коррекцию страхов и тревожности детей в сенсорной комнате.
Занятие для детей 3-4 лет «Зайчишка – не трусишка!»
на снятие чувствительности к страху стихий и нападения.
Этап Оборудование Содержание
1. Ритуал «входа» в сказку «Волшебный фонтан» Игра «Превращение»
Публикация «Терапевтические сказки для коррекции тревожности и страхов у детей» размещена в разделах
Педагог объясняет ребенку, что для того чтобы попасть в сказку нужно превратится в зайчиков с помощью «Волшебного фонтана». Педагог с ребенком садятся под «струи фонтана» и «выходят» оттуда уже зайчиками.
2. Расширение Панно с фибероп. нитями, пучок фибероптических волокон, сенс. кресло с гранулами Педагог и ребенок обнаруживают на панно «Книгу сказок». Чтение сказки «Про то как зайчишка страх победил». Педагог предлагает ребенку сесть на пуф и накрыться пучком фибероптических волокон как волшебным одеялом.
3. Закрепление «Фибероптическая занавесь», аудиосистема, диск с шумом дождя, грома Упражнение «Зверушки в норке»
Педагог и ребенком забираются в нишу под фибероптической занавесью, в которой горит свет. За шатром, в комнате — полумрак. Педагог, обращаясь к ребенку, говорит «Мы с тобой маленькие зайчики. Мы сидим в нашей уютной норке. Там, на улице (показывает на комнату) холодно, идет дождь, воет ветер, а нам с тобой тепло, тихо и уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены и волшебная дверь, нам не страшно». Педагог говорит это тихим голосом, чтобы ребенок расслабился.
1. Интеграция Пучок фибероптических волокон Игра «Я не боюсь»
Педагог предлагает ребенку перечислить чего не боится зайчик и на каждое слово перекладывать одно фибероптическое волокно.
6. Резюмирование По выбору ребенка Игра в сенсорной комнате.
Педагог поощряет ребенка, за то, что он ничего не испугался, и как смелый зайчик он может выбрать с каким оборудованием сенсорной комнаты хотел бы поиграть.
7. Ритуал «выхода из сказки» «Волшебный фонтан» Педагог и ребенок садятся под нити фонтана, «превращаются» обратно в людей и выходят из сказки.
Занятие для детей 4-6 лет «Бояться можно»на снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности
Этап Оборудование Содержание
1. Ритуал «входа» в сказку Сенс. кресло с гранулами, аудиосистема, диск с шумом ветра, зеркаль-ный шар Игра «Парашютисты»
Кресла расположены по кругу. Педагог и дети ложатся животами на кресла, изображая парашютистов (руки, ноги раскинуты в стороны)
2. Расширение Сухой интер-активный бассейн
Сенсорные кресла с гранулами Игра «Найди что спрятано»
Педагог предлагает детям отыскать в бассейне спрятанный предмет.
Чтение сказки «Как страх помог Мише и Маше»
3. Закрепление Сенсорные кресла с гранулами, панно «Лестница света», фибероптическая занавесь, атрибуты к сказке, сухой интер. бассейн, шумовые музыкальные инструменты Разыгрывание сказки детьми по ролям в форме небольшого спектакля. Роли распределяет ведущий в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
4. Интеграция Сенсорные кресла с гранулами Обсуждение сказки. Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.
5. Резюмирование Прозрачный мольберт, гуашь, кисти Игра «Маски страха» на отреагирование негативных переживаний. Дети под руководством ведущего рисуют на прозрачном мольберте маски кого-нибудь страшного, «примеряют» их, а потом стирают.
6. Ритуал «выхода из сказки» Сенсорное кресло с гранулами, аудиосистема, диск с шумом ветра, зеркаль-ный шар Игра «Парашютисты»
Кресла расположены по кругу. Педагог и дети ложатся спиной на кресла, изображая парашютистов (руки, ноги раскинуты в стороны)
Занятие для детей 5-8 лет «Волшебный дом» на снятие страха тёмных помещений
Этап Оборудование Содержание
1. Ритуал «входа» в сказку Пучок фибероптических волокон, зеркальный шар, аудиосистема, диск с приятной классической музыкой Игра «Распутай волосы принцессе»
Педагог обращает внимание ребенка на то, «Волшебная комната» сегодня не переливается разными цветами, оттого, что у принцессы спутались волосы и она не может их расчесать, и предлагает ребенку «расчесать» сказочной принцессе «волосы» (разобрать волокна)
2. Расширение Сенсорные кресла с гранулами, пучок фибероптических волокон Чтение сказки «Сказка про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовок»
3. Закрепление Все оборудование сенсорной комнаты
Светодиодный фонарик Игра «Волшебный дом»
Педагог выключает свет и предлагает ребенку в темноте поочереди подходить к разным элементам оборудования в сенсорной комнате и дотрагиваться до них, в это время педагог включает данное оборудование и оно начинает работать как «по волшебству».
Игра «Волшебный фонарик»
При выключенном свете педагог предлагает ребенку вообразить, на что похожи предметы в комнате… затем ребенок светит на них фонариком
4. Интеграция Сенсорные кресла с гранулами Игра «Хвастунишки»
Педагог предлагает детям по очереди говорить, кто чего не боится. Выигрывает тот, на ком закончится игра.
5. Резюмирование Краски «Эбру», бумага Рисование по воде на свободную тему для украшения любой комнаты в доме по выбору ребенка.
6. Ритуал «выхода из сказки» Пучок фибероптических волокон «Заплетаем косу»
Педагог предлагает ребенку в завершении занятия заплести «Сказочной принцессе» косу, чтобы вернуться из сказки обратно в детский сад.
Занятие для детей 5-9 лет «Путешествие маленького гнома» на снятие страха мистических существ и страха потеряться
Этап Оборудование Содержание
1. Ритуал «входа» в сказку Проектор «Меркурий» с жидким диском», сенсорные кресла с гранулами Упражнение «Сны»
Педагог предлагает детям удобно расположиться на креслах и попасть в сказку через сон. Дети смотрят на проекцию жидкого диска (как будто спят и видят разноцветный сон) и вслух проговаривают, что они видят ( какие образы: страшные, веселые, необычные)
2. Расширение Сенсорные кресла с гранулами Чтение и обсуждение сказки «Смелый Гномик»
3. Закрепление Воздушно-пузырьковые трубки
Игра «Как заставить страх исчезнуть?»
Детям задается вопрос: что можно сделать, если они встретят в лесу Бабу-Ягу? Как наколдовать. Чтобы она исчезла? Педагог предлагает детям подобрать к каждому цвету воды в трубках подобрать волшебное свойство. Например, если Баба-Яга выпьет желтую воду, то станет доброй, а если зеленую, то превратится в красивый цветочек.
4. Интеграция Прозрачный мольберт. гуашь
Игра «Смешной и страшный»
Ребенок рисует на мольберте красками две маски: смешную и страшную. Несколько раз «примеряет» то одну, то другую маску, а педагог вместе с другими детьми то боятся (страшную маску, то смеются (над смешной маской). Когда всем надоедает бояться, все начинают смеяться над обеими масками.
5. Резюмирование Аудиосистема, диск с веселой музыкой, зеркальный шар Игра «Веселые танцы»
Педагог говорит детям, что они стали могущественными волшебниками – умеют из страшного делать веселое, и предлагает детям повеселиться под веселую музыку и всем детям «примерить» веселую маску.
6. Ритуал «выхода из сказки» Проектор «Меркурий» с жидким диском», сенсорные кресла с гранулами Упражнение «Сны»
При повторе данного упражнения можно проанализировать какие образы ребенок видел до занятия, а какие после.
Терапевтические сказки
для коррекции тревожности и страхов у детей.
Сны (А. Введенский)
1
Села кошка на окошко,
Замурлыкала во сне.
Что тебе приснилось, кошка?
Расскажи скорее мне!
И сказала кошка : - Тише,
Тише, тише говори.
Мне во сне приснились мыши - не одна, а целых три.
2
Тяжела, сыта, здорова,
Спит корова на лугу.
Вот увижу я корову,
К ней с вопросом подбегу:
Что тебе во сне приснилось?
- Эй, корова, отвечай!
А она мне: - Сделай милость,
Отойди и не мешай.
Не тревожь ты нас, коров:
Мы, коровы, спим без снов.
3
Звёзды в небе заблестели,
Тишина стоит везде.
И на мху, как на постели,
Спит малиновка в гнезде.
Я к малиновке склонился,
Тихо с ней заговорил:
- Сон какой тебе приснился? -
Я малиновку спросил.
- Мне леса большие снились,
Снились реки и поля,
Тучи синие носились
И шумели тополя.
О лесах, полях и звёздах
Распевала песни я.
И проснулись птицы в гнёздах
И заслушались меня.
4
Ночь настала. Свет потух.
На дворе уснул петух.
На насест уселся он,
Спит петух и видит сон.
Ночь глубокая тиха.
Разбужу я петуха.
- Что увидел ты во сне?
Отвечай скорее мне!
И сказал петух : - Мне снятся
Сорок тысяч петухов.
И готтов я с ними драться
И побить я их готов!
5
Спят корова, кошка, птица,
Спит петух. И на кровать
Стала Люща спать ложиться,
Стала глазки закрывать.
Сон какой приснится Люше?
Может быть - зелёный сад,
Где на каждой ветке груши
Или яблоки висят?
Ветер травы не колышет,
Тишина кругом стоит.
Тише, люди. Тише. Тише.
Не шумите - Люша спит.
Сказка про то как Зайчишка страх победил
Возраст: 3-4 года
Направленность: страх одиночества (тревога при расставании с близкими, страх перед стихией.
Жил-был в зеленом-зеленом лесу вместе с папой и мамой зайчик, и звали его Пашка. Он был уже не маленький зайчик, и многое ему хотелось делать самому, но пока еще не все получалось. Но Пашке очень хотелось вырасти и стать большим.
Семья зайцев жила в норе такой теплой и уютной, что выходить оттуда не очень-то и хотелось. Вот Пашка и не выходил. Не то чтобы он был трусишкой, нет… но просто лес казался Пашке таким большим и страшным. А еще там, в лесу ночью иногда была гроза, и гром бухал так, что Пашка прижимал ушки и прятался под мамины пушистые лапки. А мама говорила ему: «Когда перестанешь бояться - вырастишь!». Каждый день мама с папой убегали в лес, а когда приходили домой, то приносили Пашке в норку сладкой морковки или хрустящий капустный лист. Пашке нравилось угощение, но оставаться в норе одному без родителей было страшно и он беспокойно выглядывал из норки, пока не увидит вдалеке длинные родительские уши. Так и жил зайчонок Пашка, пока однажды…
Папа с мамой, как всегда, с утра убежали в лес на поиски сладкой заячьей капусты, а Пашка, как всегда, выглядывал из норки и ждал, когда же вернутся родители.
Но вдруг, набежали тучи, затянули небо, раздался жуткий гром и пошел сильный дождь. Пашка забрался глубоко в норку, прижал ушки и даже закрыл лапками глаза, чтобы было не так страшно. Но страшно было все равно, и Пашка задрожал и тихонько заплакал. Вдруг зайчонок почувствовал, как что-то прохладное и мокрое коснулось его лапок. Он открыл глаза и увидел воду, которая текла в норку через открытую дверь. «Если не закрыть дверь, то вода затопит всю норку, и нам негде будет жить», - подумал Пашка. Надо было закрыть дверь, но подходить к выходу из норки зайчонку было страшно.
«Может дождаться родителей?», - мелькнуло у Пашки в голове – «А вдруг они не успеют? Нет, надо решаться самому!». И зайчонок одним прыжком допрыгнул до двери и закрыл её. Дождь перестал заливать норку. И вскоре она опять стала сухой и уютной.
Может вам показалось, что ничего великого не произошло? Но только не для Пашки! В этот день зайчишка перестал быть трусишкой – он победил свой страх! Вскоре утихла гроза. Кончился дождь, а домой вернулись Пашкины родители. «Молодец, что не испугался грозы и закрыл дверь в норку», - сказала мама – «Я горжусь тобой. Ты у меня совсем большой!». С тех пор зайчонок стал чаще выходить из норки, а когда шел дождь, даже подставлял под струи воды свою мохнатую мордочку.
Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок
Направленность: боязнь темных помещений
Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы был замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.
Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, — тихонько сказала она, — ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять.» «Ну, ладно, принесу сама», — ответила мама.
Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.
Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.
«Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка — такая милая», — сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, —. а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, — часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, — сказала ванная комната, — а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!» «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната.
«А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее баночка меда», — под-твердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и Невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. «Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали.
Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем.
«Настя, ты что там делаешь? Веги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную.
Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, — закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбалась ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.
Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да».
Маша в волшебном саду
Возраст: 5-7 лет
Направленность: страх общения.
Жила-была девочка Маша. Жила она в городе вместе с папой и мамой в современной квартире. У Маши была своя комната, а в ней новенький компьютер, в который Маше очень нравилось играть. Маша могла выбрать любую игру; стоило только нажать на кнопку и компьютер послушно выполнял то действие, которое было нужно. А вот гуляла Маша редко и с ребятами никогда не играла, потому что никак не могла заставить себя подойти к ним и заговорить. Уж очень Маша стеснялась, а сделать с собой ничего не могла.
Когда наступило лето, Маша поехала в гости к бабушке в деревню. У бабушки был дом с резными ставнями и красивым крылечком. Около дома - широкая поляна, а на ней росла большая яблоня. Увидела Маша на ней красивое яблочко, захотелось ей сорвать его. Но яблоко было очень высоко. Тут девочка увидела белочку, которая прыгала с ветки на ветку, собирала яблоки. Маше очень захотелось попросить белочку, чтобы та сорвала яблоко и для неё, но застеснялась и промолчала. А белочка подскочила к ней и вопросительно посмотрела на девочку. Белочка так внимательно смотрела на Машу и тепло её улыбалась, что Маша забыла про страх и заговорила с ней «Уважаемая белочка, не могли бы Вы угостить меня яблочком?». Белочка весело подмигнула девочке и быстро забралась на верхнюю ветку, сорвала самое красивое яблоко и принесла его Маше – «Угощайся, пожалуйста!».
Маша с удовольствием съела сочное яблоко и от души поблагодарила белочку, ведь ей уже было совсем не страшно разговаривать с ней.
А белочка предложила девочке поиграть со своими друзьями, которые жили в саду: рыбкой и букашкой. И они все начали прыгать, бегать. И девочка не заметила, как быстро пролетело время и стало темнеть.
Этим вечером девочка засыпала с улыбкой, потому что она преодолела свой страх и завела новых друзей!
Сказка про петушка, который нашелся
Возраст: 4-5 лет
Направленность: страх потеряться.
Жил-был на птичьем дворе в большой куриной семье петушок. Звали его Петя. Петя очень любил своего папу – петуха и гордился, что похож на него внешне. Но вот было в папе то, чего не было у Пети. Папа представлялся ему таким большим, сильным и смелым, а маленький петушок не отличался смелостью. Был у него страх, про который и говорить то ему было стыдно – Петя боялся потеряться. Когда он гулял с мамой, то не отходил от неё ни на шаг и все время догонял, если мама немного удалялась от него. Сестренки – курочки дразнили Петю и смеялись над ним, петушку было стыдно, но страх все-равно никуда не уходил.
Однажды, маленький петушок вышел с мамой на прогулку. Они достаточно далеко отошли от дома, его любопытные сестренки разбежались кто-куда, а Петя не отходил от мамы ни на шаг. Но вдруг его внимание привлек большой пестрый индюк, который громко кричал на мальчишек, игравших на лугу. Петя долго с любопытством разглядывал его, а когда обернулся, то не увидел своей мамы. В голове у петушка пронеслась страшная мысль : «Я потерялся!». Он побежал по травке, но ему было очень страшно, т. к. он остался совсем один. Петушок смотрел по сторонам, но маму-курицу нигде не видел. Вдруг, рядом что-то грохнуло, он испугался, прижал свои крылья, закрыл от испуга глаза, а когда открыл то увидел, что это было маленькое зеленое яблоко. И на это яблоко прилетела красивая бабочка. Петушок спросил про маму и бабочка сказала, что покажет ему дорогу. Она полетела впереди, а Петя что есть сил побежал за ней. Бабочка проводила петушка к его маме. И с тех пор петушок перестал бояться оставаться один, он знал, что потеряться не так уж и страшно, потому что можно всегда обратиться за помощью. Во время прогулок он стал меньше смотреть на маму, а больше обращать внимание на то что вокруг и быстро освоился не только у себя во дворе, но и во всей деревне. И скоро вовсе перестал бояться потеряться. Он больше не бегал за мамой как хвостик, а гордо вышагивал рядом со своим папой!
Чудесное превращение
Направленность: страх быть некрасивым.
На листочке старого клена жила-была семья бабочек: мама-бабочка, папа-бабочка и их дочка-гусеничка Нюша. Нюша смотрела на своих родителей и восхищалась ими.
Однажды девочка Матрена сорвала кленовый листочек и увидела двух бабочек, но вдруг она отбросила листочек, увидев гусеницу. И с тех пор Нюша считала себя некрасивой. Родители успокаивали её, и говорили, что она станет такой же красивой, как они. Но она не верила в это. И родители решили отвести Нюшу в цирк, где клоун-волшебник показывал веселые фокусы с самыми невероятными перевоплощениями.
Когда вся семья бабочек пришла в цирк, волшебник сразу заметил гусеничку Нюшу и спросил её, какое волшебство она хочет увидеть. Нюша рассказала ему свое желание немедленно стать красивой. Но волшебник сказал, что это волшебство не в его силах. Это волшебство должна сделать сама гусеничка - она должна много трудится: лазить по деревьям, есть много травки и листочков, должна научиться делать кокон, сама его скрутить и ни в коем случае не грустить, ведь труд и веселое настроение украсят кого угодно.
Нюша внимательно выслушала волшебника, а когда пришла домой стала делать все как он сказал. Она изучала мир вокруг себя,усердно трудилась, сама сделала кокон. И вскоре из маленького, аккуратного кокона появилась прекрасная бабочка, которой восхищались все вокруг. Но самое интересное, что Нюше это было совсем не важно, потому что она была очень занята, помогая цветам и растениям, перенося пыльцу с одного цветка на другой. Она поняла для себя одну важную вещь: не страшно быть некрасивой, страшно быть никому не нужной лентяйкой. Ведь ничто так не украшает человека, как его труд!
"Чебурашка"
Возраст: 5-7 лет.
Направленность: страх потеряться, страх незнакомого места, страх общения с незнакомыми людьми.
В одном сказочном городе жил Чебурашка вместе с мамой и папой. Они очень любили его и всегда переживали за него. И Чебурашка тоже переживал по любому поводу и боялся всего, особенно потеряться в лесу.
Однажды Чебурашка с родителями поехали на пикник на светлую лесную полянку. Чебурашка решил погулять по этой чудесной полянке и вдруг увидел красивую бабочку. Он стал её догонять, хотел поймать и рассмотреть её. Но по пути он потерял бабочку из вида и понял, что оказался один посреди леса, который всегда внушал ему просто ужас. Чебурашка сел под большое дерево и задрожал. Но дерево стало ласково гладить его по головке, совсем, как мама и Чебурашка немного успокоился. Он пошел по тропинке и встретил медведя. Очень Чебурашка испугался, но услышал, как мишка плачет. Чебурашке стало жалко мишку, он понял, что не такой он и страшный. Чебурашке захотелось успокоить мишку, он понял, что бояться глупо и подошел к медведю. Оказалось, что он – мишка заблудился, а дом его находится у большого дерева. Чебурашка обрадовался, он проходил это большое дерево и знал, гдеоно находится. «Я тебе помогу» - сказал он мишке и смело взял его за лапу.
И друзья вместе отправились к большому дереву. Мама-медведица очень обрадовалась, что медвежонок вернулся и нашел себе друга. Медведи подарили Чебурашке корзину и горшочек меда и проводили его дополянки, на корой Чебурашку ждали родители.
Чебурашка был очень горд, что он помог мишке и теперь совсем не боится леса. Оказалось, что лес не темный и не страшный, а добрый, и там живут друзья.
«Добрые друзья»
Направленность: неумение быстро находить общий язык и способы знакомства, общение с новыми друзьями.
Жила-была красивая бабочка, она порхала на цветущем лугу и, вдруг, залетела в темный лес. Она заблудилась и не знала, как попасть домой. Вдруг ей встретились лисенок и ежик, но ей было страшно к ним лететь потому, что лисенок был зубастым, а ежик -колючим. Они шумно играли, а бабочка сидела печально на елочке и думала, как ей к ним подлететь, чтобы спросить, как вернуться на цветущий луг.
Но вдруг она заметила, что им угрожает опасность и, забыв про свой страх, она полетела к ним. Бабочка, порхая своими красивыми, яркими крылышками, стала их отводить от глубокой ямы, на краю которой они оказались. Лисенок и ежик так были благодарны бабочке за то, что она их спасла, что готовы были отблагодарить её, чем смогут. Но бабочке ничего не нужно было, только бы попасть к своим подружкам на цветущий луг. Для ежика и лисенка это ничего не стоило и они с радостью бросились в сторону луга. Очутившись на своем лугу, бабочка была рада увидеть всех своих подружек-бабочек. Но она еще больше порхала от радости, что приобрела новых друзей - лисенка и ежика и поборола свой страх.