Светлана Александровна Мажова
Консультация «Происхождение детских страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не воспринимается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:
- выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;
Публикация «Консультация „Происхождение детских страхов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
- способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;
- мобилизует силы ребенка для активной деятельности;
- сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);
- вызывает обострение всех органов чувств, что позволяет видеть или чувствовать признаки опасности.
Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.
Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические. Возрастные страхи возникают, когда ребенок доходит до определенного уровня знакомства с окружающим миром и понимания его законов – они отражают психическое и умственное развитие ребенка. Особенность возрастных страхов в том, что дети примерно одного возраста, живущие в разных условиях, начинают бояться схожих вещей. Типичные примеры возрастного страха – страх перед потерей матери у младенцев в 7-8 месяцев и страх смерти в 6-7 лет. Эти страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. Беседы со взрослыми о возникающих страхах помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.
Невротические страхи представляют собой большую проблему. Испытывая невротические страхи, ребенок обычно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения и справиться с ними сам чаще всего не в состоянии. Невротические страхи почти всегда имеют внезапное происхождение, в испугавшей ситуации могут возникнуть почти моментально. Психологи выделяют три основных вида невротических страхов – одиночества, темноты и животных. В отличие от возрастных страхов, переводящих ребенка на новый уровень понимания окружающего мира, невротические страхи деструктивны. Они разрушают внутреннее убеждение ребенка в миролюбии окружающего мира и заставляют погрузиться в длительные, сложные и часто неразрешимые для малыша переживания. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера личности; стремлением избежать объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью в их устранении. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся дети чувствительные, а также те, которые испытывают эмоциональные затруднения в отношениях с родителями и чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Такие дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности и любви.
В современной психологии выделяют следующие виды страхов : навязчивые, бредовые и сверхценные. К навязчивым страхам относятся : гибсофобия (страх высоты, клаустрофобия (боязнь закрытых пространств, агорафобия (боязнь открытых пространств, ситофобия (боязнь принимать пищу). Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых выявить просто невозможно, как например, нельзя объяснить, почему ребенок опасается ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо, боится надевать тапочки или завязывать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма.
Страхи, связанные с некоторыми идеями называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные. Детские сверхценные страхи считаются самыми распространенными. На этих страхах дети часто застревают, и вытащить их из собственных фантазий бывает очень сложно. Наиболее часто встречается страх смерти, характерный для возраста 5-6 лет. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно вряд ли наступит, но боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее вовлечь. Ведь может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь. К опосредованному страху смерти относится страх темноты, сказочных персонажей.
Еще одна тема, которую невозможно обойти при рассмотрении проблемы детских страхов, это сознательное запугивание ребенка в воспитательных целях. Остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая малыша, когда ему не спится, милиционерами. Бабой-ягой с мешком, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания, но даже не представляют себе степень невротизации ребенка подобными запугиваниями. Обладая прекрасной памятью, дети запоминают такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы скорее окажется весьма плачевным. Это может быть не только глубокий невротический страх, но и тик, заикание, энурез и прочие тяжело поддающиеся коррекции проблемы.
Возникновению страхов способствуют некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность подверженных страхам детей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они принимают все близко к сердцу и легко расстраиваются, будучи не способными к агрессивным ответам. Такие дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они их просто держат в себе.