Елена Ушакова
Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Детский сад без границ» - это одна из форм работы с детьми, имеющими диагноз тяжелые множественные нарушения в МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области. Данная Программа нацелена на организацию надомного обучения воспитанников отделения «Милосердия» детского дома-интернат для умственно отсталых детей ОБСУСО «Шуйского комплексного центра социального обслуживания населения». Программа осуществляется с 2017 года. Наши воспитанники – это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Публикация «Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
Ведущие специалисты отмечают, что нет единого определения тяжелого и множественного нарушения развития. Зарубежные специалисты определяют тяжелые множественные нарушения развития как такие нарушения, которые не позволяют детям успешно интегрироваться в массовое дошкольное и школьное образование. Чаще всего у детей с тяжелыми множественными нарушениями встречаются следующие проблемы:
• Интеллектуальные нарушения. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
• Двигательные нарушения. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся обездвиженностью.
• Нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание, от незначительных проблем до полной потери.
• Эпилепсия.
Также могут присутствовать расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы. Соматические заболевания оказывают значительное влияние на развитие ребенка и его возможности усвоения программы. Специалисты нашего детского сада имеют опыт работы с детьми, у которых тяжелые множественные нарушения сочетаются с синдромом Дауна и с тяжелыми соматическими нарушениями.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями часто встречаются нарушения привязанности, которая приводит к депривации и у домашних детей, и у детей, находящихся в государственных учреждениях. Хорошего медицинского ухода недостаточно для развития особенного ребенка. Именно развивающий уход позволяет уменьшить воздействие депривации и помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире. Поэтому одной из важных сторон нашей деятельности является создание комфортной и развивающей среды для детей, испытывающих социальную депривацию в условиях отделения детского дома-интерната.
Развивающий уход – метод ухода за детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения. Цель – повышения качества жизни ребенка, в процессе которого стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного:
развития собственной активности,
развитие коммуникативных способностей,
развитие навыков самообслуживания.
В работе мы используем методическое пособие «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой и учебную программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» ( Авторы: Мойра Питерси и Робин Трилор). Разработки Центра лечебной педагогики являются особо актуальными в создании банка учебных пособий, методик развивающего ухода. Для каждого ребенка отделения «Милосердие» разработаны индивидуальные программы физического сопровождения, включающие позиционирование с использованием технических средств реабилитации, коммуникации с ребенком, гигиенических процедур, кормления, одевания и раздевания, занятости, в том числе в игре.
Практика работа с детьми имеющими тяжелые множественные нарушения развития строиться следующим образом. Специалисты детского сада проводят наблюдение и оценивают возможности развития детей по шкалам программы «Маленькие ступеньки». Составляется перечень умений, определяющих развитие ребенка : (ПУОРР).
• Общая моторика.
• Тонкая моторика.
• Восприятие речи.
• Самообслуживание и социальные навыки.
После первичной диагностики составляется адаптированная образовательная программа на каждого ребенка, по которой дважды в год отслеживается динамика развития. Специалисты МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области в основном осуществляют обучение и воспитание детей в социально-коммуникативном и физическом направлении. Специфической задачей коррекционного обучения является выявление и активизация сенсомоторного потенциала ребенка в социально-значимых для него ситуациях взаимодействия со взрослым. Занятия проходят в основном индивидуально. Время занятий - от 10 минут до 30 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
На занятии используются упражнения по развитию :
слухового сосредоточения;
общей и мелкой моторики;
коммуникативных навыков общения;
двигательной функции.
В результате у детей формируется устойчивая привязанность и положительный опыт взаимодействия со значимым взрослым. Опыт работы специалистов МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения, можно признать уникальным. Создание комфортной и развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями способствует социальному развитию и преодолению депривации воспитанников детского дома-интерната.