Мария Чертилина
Использование пособия «Звуковой модуль» для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух".
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы : фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Публикация «Использование пособия „Звуковой модуль“ для развития фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Младшая группа
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2017
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа
Для того, чтобы формирование фонематического восприятия у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить: «Звуковой модуль»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Пособие изготовлено в виде напольной конструкции, каждая сторона которой – отдельная увлекательная игра:
1. «Волшебная палочка»
Направлена на вызывание интереса ребенка к миру звуков, звучащим игрушка. Малышу предлагается взять «Волшебную палочку» и проверить, какие звуки она может извлекать из различных материалов (представлены предметы из металла, пластика, дерева). Игра вызывает большой интерес и часто предлагается родителям для самостоятельного повторения дома.
2. «Музыкальные игрушки»
«Ну-ка, Таня, не зевай,
Что звучало – отгадай!
Ребёнок поочередно извлекает звук из каждой музыкальной игрушки. Затем логопед предлагает ему отвернуть (спрятаться, закрыть глазки) и отгадать, какая игрушка звучит. Количество музыкальных игрушек легко меняется, в зависимости от задачи.
3. «Шуршащие мешочки»
На сторонах «модуля» расположены одинаковые комплекты мешочков (громкий, тихий шорохи, скрип). Логопед шуршит мешочком и просит малыша найти такой же. В зависимости от задач, количество мешочков меняется (2, 3 пары).
Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников. «Звуковой модуль» активно используется в коррекционной работе и очень помогает в процессе диагностики.