Садкина Элина
Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ
▼ Скачать
Теоретический и практический аспекты логопедической работы, направленной на формирование правильного понимания и употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
САДКИНА Э. А.,
учитель – логопед МБДОУ д/с № 12, г. Рязань
Публикация «Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Предлог в грамматике – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Дети с общим недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, которыми являются предлоги. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.
Именно в дошкольном возрасте расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. Следовательно, на этом этапе работа, направленная на формирование правильного понимания и употребления предлогов в речи, является своевременной и актуальной. О. В. Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Для преодоления этих трудностей и устранения ошибок при употреблении детьми предлогов необходимо вести целенаправленную и систематическую работу. Данную работу необходимо вести в следующих направлениях :
Формирование представлений о смысловой значимости предлогов.
В грамматике русского языка существуют разные классификации предлогов по смысловым значениям. Например, часто предлагается такая классификация.
ПРЕДЛОГИ
Временные
Причинные
Пространственные
Целевые
Приехать под вечер
Не приехать из-за болезни
Приехать в город
Приехать для переговоров
Для детей с общим недоразвитием речи важно объяснить значение каждого предлога отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Очень важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи.
Формирование навыка правильного употребления предлогов в речи.
На этом этапе осуществляется практическая тренировка употребления предлогов в активной речи с использованием различных игр и упражнений. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Для правильной организации логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, на мой взгляд, наиболее оптимально использовать следующее разделение предлогов на группы с объяснением их значений.
Предлоги местоположения :
В – предмет находится внутри другого
На - предмет находится сверху и касается другого предмета
Под – предмет находится внизу
Над – предмет находится сверху и не касается его
У (около) - предмет находится рядом с другим предметом
За – предмет прячется позади другого
Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы
Предлоги движения :
ПО – один предмет движется по поверхности другого
От – предмет удаляется от другого предмета
К – приближается к предмету
Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали
С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали
Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет
Сквозь – один предмет проходит полностью другой
Сложные предлоги :
Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда
Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется
Формирование представления о предлоге как отдельном слове.
Поэтому на данном этапе для наглядности, как правило, используются схемы предложений, в которых каждое слово, в том числе и предлог, имеет своё отдельное обозначение. Чтобы ребёнок понимал, что предлог – это хотя и маленькое, но отдельное слово.
В дальнейшем, в школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, не задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.
В рамках коррекционной работы по решению данных проблем мною было изготовлено дидактическое пособие «Говорящие предлоги». Оно представляет собой панно, сшитое из ткани на твёрдой основе, на котором нашиты крепления из ленты-липучки. К ним крепятся, также сшитые из ткани, фигурки различных предметов, животных, насекомых и т. д. Используя это пособие, можно играть в разные игры, располагая фигуры в соответствующей конфигурации. Данное пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и для занятий в малой подгруппе.
«Посмотри и назови»
Цель:
-Уточнить и закрепить знания о пространственных отношениях объектов, обозначаемых с помощью различных предлогов : над, под, между.
Ход игры:
Логопед спрашивает ребенка :
- Где сидит заяц?
Ответ ребенка:
- Заяц сидит под солнышком (под облаком, под тучкой).
Усложнение: - Где сидит серый заяц?
Ответ ребенка:
- Серый заяц сидит под желтым солнышком (под белым облаком, под синей тучкой).
Тоже самое повторяется с другими животными (черная кошка, зеленая лягушка и др.)
«Что изменилось?»
Цели:
-Учить использовать в речи предлоги.
-Развивать внимание, память, пространственную ориентацию.
-Учить правильно определять изменение в расположении предметов.
Ход игры:
Логопед говорит ребенку :
- Внимательно посмотри и запомни, кто, где находится.
Ответ ребенка:
-Белка находится между зайцем и ежиком.
Меняется расположение животных. Ребенка просят сказать, что изменилось.
Ответ ребенка:
-Ежик находится между белкой и зайцем.
«Исправь ошибку»
Цели:
-Учить детей пониманию смысла предложения.
-Учить правильному употреблению предлогов : над, под.
Ход игры:
Логопед говорит ребенку :
- Я скажу предложение, но в нем есть ошибка. Ее нужно исправить.
- Черная кошка сидит над белым облаком.
Ответ ребенка:
-Черная кошка сидит под белым облаком.
«Отгадай загадки»
Цели:
- Закрепить умение правильно использовать в речи конструкцию родительного падежа имен существительных с предлогом «у» .
- Учить правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в родительном падеже.
Ход игры:
Логопед спрашивает ребенка :
- У кого мягкие лапки?
Ответ ребенка:
-Мягкие лапки у кошки.
Логопед спрашивает :
- У кого длинные уши?
Ответ ребенка:
-Длинные уши у зайца.
Логопед спрашивает :
- У кого пышный рыжий хвост?
Ответ ребенка:
-Пышный рыжий хвост у белки.
Логопед спрашивает :
- У кого острые иголки?
Ответ ребенка:
-Острые иголки у ежа.
«Составь предложение»
Цель:
- Закрепить умение составлять предложения из заданных слов в начальной форме, используя различные предлоги.
Ход игры:
Логопед говорит ребенку :
- Давайте сложим предложение из слов, которые я вам назову. Использовать можно только мои слова.
Греться, солнце, под, лягушка.
Ответ ребенка:
-Лягушка греется под солнцем.
Усложнение:
Зеленый, солнце, греться, под, лягушка, желтый.
Ответ ребенка:
-Зеленая лягушка греется под желтым солнцем.
Опыт показывает, что целенаправленная и планомерная коррекционная работа по формированию правильного понимания и употребления предлогов, проводимая в дошкольном возрасте, даёт положительную динамику речевого развития детей, вырабатывает языковое чутьё, помогает свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство – Пресс, 2007.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи. Логопед. – 2017. №3. – С. 54 – 59.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение». 1973.
Рудакова Н. П. Особенности усвоения предложно – падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Логопед. 2015. №3 – С. 5.
Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. Логопед. 2014. №5. – С. 12 – 13.
Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно – падежных форм. Дефектология. №1. 1999.
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследования лексического запаса и грамматического строя языка. Под ред. Власенко И. Т. Методы обследования речи у детей. – М., 1992.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь : формирование лексико-грамматических представлений. – СПб., 1999.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.