Екатерина Сороквашина
Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребёнок к 4, 5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
У большинства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ТНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.
Публикация «Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием „Умный планшет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Предлоги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2021
У детей с ТНР чаще наблюдаются следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций : (представлены на слайде)
1. Пропуск или замена предлогов.
Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)
3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)
4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях : над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги ( например: НА, ПОД, обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно.
1. Сначала уточняю понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например, даю детям “усеченное” задание:
- Положи клубнику на стол, а мяч на стул.
И спрашиваю:
- Понятно, как надо выполнить действия? Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, учу детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
3. Затем детям предлагаю задания на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на шкафу, на полу). Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).
При этом голосом выделяю предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
Далее в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.
Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например, яблоко лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие “маленькие” слова надо изменить?
Можно использовать и такой вид работы : раздать детям по 2 предмета (кукушку, и лисенка, мяч и книгу, и т. д., предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из “маленьких” слов - НА, ПОД. Например, я прикрепил кукушку на ветку, лисенка под дерево и т. д.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.
Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Аналогичную работу провожу и с другими предлогами.
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
Упражнения на дифференциацию предлогов (В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА).
Например, дерево, на нем груши, в центре синица. Даю ребенку инструкцию: «Сорви, грушу, которая лежит растет над синицей, под синицей (около)». Возьми клубень картофеля, который расположен над корзиной (в корзине, перед корзиной, около корзины).
Дидактическая игра «В комнате у Маши»
1. В этой комнате живёт кукла Маша. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать) Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Маша? (На стуле)
2. У Маши живет зайчонок, лисенок, гусенок. Они любят прятаться. Вышла Маша из комнаты, а они начали прятаться: лисенок – под стол, зайчонок – в шкаф, гусенок – под стул. Пришла Маша в комнату, стала искать малышей. Поможем ей. Где зайчонок, лисенок, гусенок? Опять Маша вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)
– А теперь снова поможем Маше найти малышей.
3. Кто жил у Маши? Что они сделали? Что делала Маша?
Дидактическая игра «Что изменилось?
Ребятам предлагаю карточки с изображением героев или предметов в определенной последовательности. Дети по данным карточкам выкладывают эти последовательности. Поле этого предлагаю ребятам запомнить, что и в каком порядке находятся на планшете. Затем предлагаю участникам отвернуться, в это время меняю несколько изображений местами и предлагаю отгадать, что же изменилось.
В ходе данной игры отрабатываем предлоги за, между, перед, после, около.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Игры способствуют осознанию ребенком предлога как маленького, имеющего самостоятельное значение слова.
Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе у детей с ОНР.