Атыят Хамерзаева
Теоретические основы реализации методов сказкотерапии в деятельности воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы реализации методов сказкотерапии в деятельности воспитателя ДОУ
Воспитатель ГБДОУ детский сад№13
Хамерзаева А. К.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с огромным энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.
Публикация «Теоретические основы реализации методов сказкотерапии в деятельности воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Дети очень любят сказки, потому что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. И педагоги детского сада с удовольствием осваивают это направление.
Поскольку метод сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать и драматизировать.
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Сказка – «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Сказка – «повествовательное, обычно народно поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и типичные способы их решения.
По своей сути и содержанию сказкотерапия является самым древним психологическим методом. На заре человеческой цивилизации все знания передавались из поколения в поколение устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Не случайно сказки есть у всех народов. Но сказка – это еще не сказкотерапия. Хотя, безусловно, – это ее основа. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста» – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру (в том числе и эмоционального).
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей великий русский педагог видел в том, что «их простота и непосредственность соответствуют таким же свойствам детской психологии».
Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Д. Ю. Соколов. считал, что «сказка совершенствует, обогащает детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость и добро. В этом деятельном сочувствии детей благородным и мужественным сказочным героям и стремление подражать им и заключается основное психологическое значение сказки».
И. В. Стишенок утверждает, что психотерапевтический интерес представляют только детские импровизированные сказки, потому что «у детей есть больше данных, чтобы творить сказку, чем у взрослых». Сказка будит воображение ребенка. Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям детей.
Исходя из такого понимания сказкотерапии, главным средством ее психологического воздействия является метафора – это ядро любой сказки, которое является «мостиком», соединяющим реальный мир психологических явлений с их фантастическим отображением в сказочном мире. Именно «глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в коррекционной работе с детьми и взрослыми».
Понимание и проживание через сказочные метафоры содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют распознать и обозначить собственные эмоции, переживания, психологические состояния, понять их смысл. Важно и то, что «метафорический смысл сказки, действуя на подсознательном уровне, задает программу новых установок, ценностей, смыслов и изменений в поведении. Это и позволяет считать сказочные метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим человеку упорядочить свой внутренний мир».