Юлия Рагозина
Теоретические основы развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики
детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
1.1. Понятие «мелкая моторика», её значение в развитии детей среднего дошкольного возраста
Публикация «Теоретические основы развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При рассмотрении термина «мелкая моторика» различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Мелкая моторика имеет огромное значение в полноценном развитии детей. Развивать мелкую моторику рук ребенка важно. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, лепить, писать, одеваться.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
В среднем дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
К области развития мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект. Подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания.
Рассмотрим развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. Средний возраст, очень короткий отрезок в дошкольном развитии ребенка. Но он имеют огромное значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно. Особенно, совершенствуется мелкая моторика кистей рук ребенка.
Согласно данным психологов и физиологов у детей четырех - пяти лет слабо развиты мелкие мышцы руки, не совершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении, находятся в стадии развития. Но все же в 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация движений и зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям учиться копировать. Они начинают пытаться передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
Рисунки детей этого возраста становятся сюжетными. Дети средней группы не только рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки. В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четкими и этому помогает изменение способа держания ручки. Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения [8, с. 168].
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок начинает осознавать, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. В. А. Сухомлинский говорил о том, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [6, C.114].
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, а также через игровые реальные отношения со сверстниками. [8,с. 163].
По словам Л. С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка [7,с. 93].
Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 4 до 5 лет. Их знание поможет воспитателю и родителям не упустить важные вехи в становлении личности детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.
Дошкольный возраст от 4 до 5 имеет свои нормы развития :
Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.
Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).
К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами, нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.
Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.
5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем промеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.
Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).
К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Значительно развивается память и внимание : ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.
Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один». Называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Начинают выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Средний возраст является сенситивным и приносит ребенку новые принципиальные достижения.
1.3 Возможности нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
На сегодняшний день существует множество определений данного понятия. Это нестандартная (не установленная) работа, отличающаяся от традиционной, обычной, академической. Это использование разнообразных приемов, средств, материалов, способов, форм и содержания работы. В целом, работа в нетрадиционной технике - это импровизация, игра с использованием разнообразных приемов, средств, возможностей материалов и обыгрывание ожидаемого результата. А любая игра - естественная и ведущая для ребенка форма образовательного процесса, творческий подход к решению задач, способ проявления самостоятельности и индивидуальности, занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Дети по природе любознательны и интересуются всем необычным. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет тактильно почувствовать краски, их характер и настроение. Доступность использования нетрадиционных техник в рисовании определяется возрастными особенностями и индивидуальными способностями детей. Работа проводится поэтапно: от простого, к сложному, постепенно расширяя, как возможности самих техник, так и разновидности используемых в работе инструментов, материалов и их свойств.
Рассмотрим некоторые техники нетрадиционного рисования и их художественные и технические возможности :
Набрызг
- ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу;
Рисование мыльными пузырями
- гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются;
Рисование пальчиками
- ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки - пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается;
Цветной граттаж
- на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок;
Отпечатки листьев
- ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью;
Рисование ладошкой
- ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается. Недостающие детали дорисовываются;
Пластилинография
- представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Ребенок практически рисует пластилином. Это рисование теплым пластилином, процарапывание, размазывание, лепка маленькими кусочками, лепка скрученными колбасками, лепка с использованием природных и др. материалов;
Обратная пластилинография
- рисование пластилином на прозрачной поверхности, при этом рисунок читается с обратной стороны;
Торцевание на пластилине
- выдавливание фактурной поверхности, при помощи различных инструментов и материалов;
Штамповка
- в качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т. к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов;
Кракелюр с яичной скорлупой
- имитация фрески, рисование на приклеенной к какой либо поверхности яичной скорлупе, рисунок получается с характерными для фрески трещинками (кракле);
Мозаика-аппликация
- создание рисунков путем складывания мелких частиц (камушки, природный материал, салфетки скатанные в шарики);
Насыпание
- создание рисунков путем использования сыпучих продуктов (песок, бисер, сода, соль, манка и т. д,как правило, предварительно окрашенных, на горизонтальную поверхность или в прозрачные сосуды;
Тестопластика или лепка из соленого теста;
Рисование жидким соленым тестом и многое другое.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В нетрадиционной изобразительной деятельности включены все эти виды работ и могут быть использованы, как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Все виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для развития руки ребенка. Остановимся и рассмотрим наиболее интересные и направленные на развитие мелкой моторики, техники нетрадиционной изобразительной деятельности:
В нетрадиционной изобразительной деятельности по лепке можно использовать такие материалы, как пластилин, соленое тесто или любая другая масса для лепки. Можно разнообразить данную деятельность составлением узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. В лепке используются разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, соединение деталей путем примазывания, сглаживания.
Пластилинография включает в себя всевозможные приемы: размазывание, процарапывание, выкладывание картины мелкими кусочками различной формы (шарики, колбаски, лепешки, обрывки) по типу мозаики. Возможна работа с массой для лепки на различных поверхностях, как плоских, так и объемных. Кроме того, интересен сам процесс подготовки массы для лепки к работе, вымешивание теста и смешивание разных цветов дают возможность детям анализировать свойства материалов и цветов и экспериментировать с результатом (часто для них, неожиданным, и тем самым интересным).
Нетрадиционна изобразительная деятельность в аппликации - увлекательнейший мир для детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! В дело могут идти буквально любые мелочи. Из того, что наверняка найдется под рукой в любом доме, можно создавать удивительные композиции. Толстый картон от коробок, клей, кисти, крупы, фасоль всех сортов, красная и зеленая чечевица, любые аптечные травы, пуговицы, нитки, салфетки, гофрированная бумага, калька [20].
Для аппликации хорошо использовать разнофактурный материал - гофрированную бумагу, ткань, ленты, фольгу, картон. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук может оказывать салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, в работе его можно мять, рвать, разглаживать, резать, складывать и даже плести и сворачивать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей и конечно развивают мелкую моторику. Развитию точных движений и памяти помогают плетение из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги (оригами).
Нетрадиционная изобразительная деятельность в рисовании играет особую роль. Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Изобразительная деятельность ребенка, в частности рисование, составляет преимущественный вид детского творчества в дошкольном возрасте. Рисование позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления и представления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Каждый ребенок с удовольствием рисует и получает удовлетворение от этого процесса.
Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Для усиления развития навыков можно использовать различные нетрадиционные техники рисования : тампонирование - укреплять щепоть руки ребёнка, печать от руки, ватные палочки, с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. [20].
Особое внимание нужно уделять раскрашиванию рисунков. Раскрашивание можно и даже нужно выполнять разными материалами и способами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Ребенок в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений, при выполнении заданий на листе в клеточку научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий. При выполнении этой работы необходим контроль взрослого, который будет корректировать, помогать и, конечно стимулировать деятельность ребенка.
Кроме проведения специальных мероприятий, нужно создавать в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Это является требованием к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования [19, с. 19].
Можно организовать специальную полочку по ИЗО деятельности. Она должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной работой.
Все вышеизложенные виды продуктивной, нетрадиционной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.