Марина Малышева
Теоретические основы и понятия процесса воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»)
Публикация «Теоретические основы и понятия процесса воспитания» размещена в разделах
Воспитание как социальная функция - это передача растущему поколению социального опыта. Задачи воспитания в школе решаются в процессе обучения и специальной образовательной работы со школьниками во внеурочное время.
На практике процессы воспитания и обучения неотделимы и реализуются в тесном единстве. Но процесс воспитания также как и обучения имеет ряд характерных черт.
Воспитание рассматривается в широком педагогическом смысле как целенаправленный процесс развития нравственного сознания среди учеников, отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь и поведение, которое им соответствует. Воспитание, понимаемое в этом смысле, включает вопросы формирования научно-материалистического мировоззрения, вопросы развития социально ориентированного отношения к работе; развитие эмоциональной сферы, эстетических и других чувств и вообще формирование всего духовного образа человека, отражающего в его поведении, делах, отношениях с другими людьми.
Процесс воспитания - чрезвычайно сложный диалектический процесс. Целенаправленное воспитательное воздействие школы очень тесно переплетается и в ее взаимодействии со многими другими образовательными влияниями, исходящими из социальной среды, из домашней среды.
Все внешние воздействия преломляются через внутренние условия, которые определяются всем комплексом унаследованных и сформированных, приобретенных ребенком жизненных качеств, которые отражают условия домашней среды и накопленный им социальный опыт.
При наличии общих моральных качеств, качеств поведений, которые педагог пытается выработать у своих учеников и которыми они должны обладать, каждый из них представляет собой индивидуальную личность со всем комплексом индивидуальных проявлений, избирательно относящихся к влияниям. Поэтому в воспитании, как и в обучении, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Особенностью процесса воспитания является его длительная продолжительность. Воспитание начинается с рождения, продолжается после школы и длится всю жизнь, потому что жизнь всегда воспитывает, или перевоспитывает человека. В школьный период, к сожалению, школа еще не может оказывать непрерывного воспитательного воздействия на ученика, потому что под прямым воспитательным влиянием в обычной массовой школе дети являются лишь частью дня. Влияние школы в определенной степени ослабевает в период зимних, весенних и летних каникул.
Особенностью процесса воспитания является его сложность. Известно, что в обучении существует определенная последовательность в овладении знаниями и навыками, которые строго регламентируются учебными программами. Процесс воспитания отличается.
Ребенок развивается как целостная личность, все его особенности и качества, отношение к реальности и поведению, хотя они формируются и постепенно, все становится более сложным и углубляющимся, но почти одновременно, переплетающимся и формирующим сложный диалектический комплекс.
В какой-то момент работа над одной стороной индивида или форма поведения может приобретать большее значение (например, учитель стремится укрепить навыки и привычки учащихся к культурному поведению). Но в целом процесс воспитания является неделимым, сложным, с учетом суммы самых разнообразных, заранее трудно учесть и предугадать влияние и последствия.
Процесс воспитания также характеризуется хорошо известным судорожным характером проявлений эффектов. Это выражается в том, что постепенно сформированное качество может с определенным стечением обстоятельств проявляться совершенно неожиданно, что означает завершение процесса трансформации количественных изменений в качественные изменения. Это происходит, например, когда жизнь потребует от человека проявить храбрость, стойкость, выносливость или принципиальность, и человек окажется на вершине ситуации, продемонстрирует свою духовную зрелость и моральную стойкость, которые были результатом многолетней кропотливой ежедневной образовательной работы и влияния социальной среды.
Процесс воспитания чрезвычайно противоречив. Диалектическая противоречивость этого проявляется в борьбе между идеалом, уже сформированным учеником его пониманием и отношением к чему-то, и новым качеством, сформированным педагогом; между требованиями, предъявляемыми к ученику, и возможностями их выполнения и т. д. Более того, это противоречие часто проявляется в несоответствии и несогласованности сознания и поведения ученика, когда ученик, зная и понимая, что он действует плохо, тем не менее не может преодолевать и вести себя неправильно.
Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двухсторонним процессом.
Целенаправленное воздействие педагогов будет успешным только тогда, когда он найдет ответ в душе ребенка, когда у него появится желание и убеждение, что ему нужно развивать определенные качества или поведение.
В процессе воспитания ребенок всегда выступает как объект воспитания, возглавляемый педагогами, и как субъект воспитания, который сам выполняет определенные действия, он сам усваивает нормы поведения, сам определяет ту или иную линию в его отношениях со своими товарищами. Воспитание бессильно, если ребенок пассивно неактивен или, что еще хуже, оказывает сопротивление педагогу. В этом случае задача воспитания - преодоление этого сопротивления и и создание мотивов, которые способствуют возникновению желания поглощать требуемые нормы и правила поведения.
Характерной особенностью процесса воспитания в школе является ее перспективы и целеустремленность. Независимо от того, насколько сложно принести целую совокупность положительных воспитательных и целеустремленных влияний, исходящих от разных учителей, родителей и т. д. к системе, они всегда направлены на достижение определенной цели.