BELYAEVA
Теневой театр как инструмент развития творческих способностей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию опыт практической деятельности «Теневой театр как инструмент воспитания и развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ». Эта тема актуальна, поскольку развитие творческих способностей детей в дошкольном образовании занимает первостепенное место. И это неслучайно.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мы работаем с детьми, имеющими задержку психического развития. У большинства из них, а это 80процентов нарушено звукопроизношение отдельных звуков, или вся слоговая структура, неразвита связная речь, мысль выражают словами или простыми предложениям, не развито мышление, чаще вербальная память, восприятие, воображение, страдает эмоционально-волевая сфера, не развита общая и мелкая моторика пальцев рук. Имея такие особенности, наши дети могут лучше себя проявить, показать талант, рисуя, участвуя в спектаклях, исполняя песни или танцы, в отличии от учебных занятий.
В прошлом году наши дети участвовали в проекте народные промыслы России, где изучали устное народное творчество, разные виды народно-прикладного искусства: гжельскую,хохломскую, городецкую, жостовскую, роспись, создали каргопольские, филимоновские, дымковские игрушки, матрешки. Познакомились с павловскими платками, русскими народными костюмами.
А по окончании проекта, были получены прекрасные результаты, которые вы сейчас видите.
А самым главным итогом по окончании проекта стал музей устного народного творчества. Этот музей и сейчас пополняется работами наших ребят, все дети стараются, к каждому ребенку применяем индивидуальный подход,
У нас получились замечательные дымковские игрушки. Они оказались настолько красивы, что дети не захотели с ними расставаться, поэтому мы решили поиграть с ними в настольный театр.
Мы знаем, что игра в театр всегда зрелищная, захватывающая, дети стали активно интересоваться театром, и мы стали более подробно изучать этот замечательный вид искусства. Изучив литературу, посмотрев видеоролики, познакомились с наложением грима, а затем стали ставить пантомимы, что вызвало большой восторг, каждый ребенок захотел попробовать себя и в этой роли.
Неотъемлемый атрибут театра - маски. Мы их нарисовали, а потом стали изображать тех или иных сказочных персонажей.
Затем, мы решили не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед, через настольный театр в игре обратились к эмоциональному опыту детей, стали учить их распознавать чувства, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т. д. фантазировать, развивая психические процессы, воспитывая согласованные адекватные в том числе и поведенческие действия в коллективе. А поскольку эмоционально - волевая сфера детей неразвита, и необходима коррекция, а это очень тяжелый и длительный, но необходимый процесс. Мы работаем 3 года, положительные результаты есть, значит мы двигаемся в правильном направлении.
Поиграв настольный театр, мы обратились к магнитному театру – развивающей, интересной, увлекательной игре. Магнитный театр имеет широкие, в том числе и коррекционные возможности. С его помощью можно обыгрывать разные воспитательные моменты,а также использовать в учебном процессе, например, по развитию речи, обучать пересказу, развивая память, мышление, речь, воображение. Магнитный театр выполняет огромную работу: улучшает навыки общения, расширяет словарный запас, помогает усваивать основы грамматики родного языка.
Поиграв с детьми в магнитный театр, решили освоить пальчиковый театр – уникальная возможность расположить сказку на руке ребенка. Это незаменимая игра в развитии детей. Сам процесс изготовления фигурок, организует детей, воспитывает интерес, дружелюбие, сплачивает их, т. к. все увлечены интересным любимым делом. Ребятам нравится театр! Благодаря такой игре, они отправляются в путешествие по сказочным мирам. Развивается ручная умелость и речевая активность.
Получив опыт детей в использовании настольного, магнитного, пальчикового театров, видя положительно влияние на развитие психических процессов, мы решили познакомиться с новым видом театра, теневым. Теневой театр- вид искусства, родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. Первых кукол-персонажей для театра теней изготавливали из шкур животных (чаще ослов) или кожи буйволов, которые выделывались до прозрачности. Современные куклы для теневого театра изготавливаются из плотного картона или пластика. Практически в любом ДОУ можно создать такой театр. Оборудование для него в изготовлении и управлении чрезвычайно просто.
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: их посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями.
Ручной – когда персонажи сказки или истории изображаются с помощью изгиба и движения кистей рук. В этом случае необходима тренировка. Ручной театр также благотворно сказался на развитии детей : улучшилась моторика пальцев рук, внимание. ориентация, появились положительные эмоции.
Составляющие театра теней
Экран любого размера (в зависимости от пространства музыкального зала)
Источник света (им может служить обычная настольная лампа)
Непосредственно фигуры, вырезанные из плотного картона и закрепленные на деревянные палочки (или шпатели, если театр миниатюрный).
В городецкой росписи нам особенно понравились силуэты коней, птиц, дети их выделили. Они также стали героями следующих сказочных историй.
Итак, главные герои - наши любимые народные игрушки –матрешки, каргопольские игрушки, дымковские, филимоновские и др. готовы к путешествию в мир сказок.
Ну а мы, используя приёмы создания народных сказок, сочинили сказку «Старичок - лесовичок и его волшебные игрушки» ,прочитали ее детям, выяснили ее содержание, начали работать над выразительностью, обыграли по ролям.
Затем с детьми сделали дополнительные зарисовки и эскизы героев, вырезали их из плотного картона, заламинировали их. Трудоёмкую работу сделали мы-педагоги (при помощи канцелярского ножа сделали необходимые прорези (глаза, рот и т. д). дети прикрепили клеем палочки (шпажки) и приступили к разучиванию ролей (интонация)
Приступили к репетиции перед театральным представлением. Для лучшей гибкости пальцев рук перед началом игры с театром необходимо было размять пальцы рук. Для этого использовали массажные шарики «су — джок», пальчиковую гимнастику, шнуровки,после такой разминки гибкие пальцы быстро, ловко складывают пальцы рук в фигуры.
Изготавливаем устойчивую и вместительную конструкцию (ширму) теневого театра. Теневой театр должен находиться на одном уровне с дошкольниками, чтобы дети сильно не утомлялись, для удобства сажали их на стулья. В качестве экрана лучше использовать кальку, кусок светлой полупрозрачной ткани или простой лист бумаги. Учитывайте, чем меньше размер полотна, тем прозрачнее возьмите материал, из которого он сделан. В противном случае изображение будет плохо видно. Будьте внимательны – если куклу нужно будет вести снизу, палочку также нужно приклеивать снизу. Если же вы хотите вести персонажа сверху, то и палочку нужно клеить сверху. Для птиц и кораблей лучше использовать леску – это придаст им особую подвижности. Важно отметить, что для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей.
Для создания настоящей театральной атмосферы – мистической и загадочной, нужно приглушить в комнате свет, задрапировать мягкой тканью сиденья для зрителей. Можно даже сделать настоящий занавес, нарисовать билетики и даже устроить антракт. Что мы и устроили в музыкальном зале.
Всех героев сказки мы заранее распределили по сюжетам. Если по сюжету истории персонаж должен быть на переднем плане и четко виден, располагайте его близко к экрану. Если герой находится в отдалении, то отведите его подальше, и тогда изображение будет размытым. Обратите внимание – юный актёр должен находиться между экраном и источниками света, а экран – между лампами и зрителями. Во время постановки осветительные приборы могут сильно нагреваться, а потому к ним лучше не прикасаться. В качестве осветительного прибора лучше использовать настольную лампу или фонарик. Чтобы создать ощущение настоящего театра, экран можно украсить по краям кулисами из ткани и подвязать их лентами. Чтобы декорации не упали во время представления, их можно закрепить скотчем к экрану.
В сказке дети встретились со старичком –лесовичком. Скоморохи веселились на ярмарке. Кого тут только не встретишь: Полкана, оленей, матрешек. Услышишь и заливистые уточки-свистульки.
Для того, чтобы закрепить увиденное, создать атмосферу взаимодействия в коллективе, детям была предложена зарисовка силуэтов героев сказок - народных игрушек на лазерных досках и песочных столах. Родители также приняли активное участие в рисовании. Зрители-дети, участники, родители и мы- педагоги получили истинное удовольствие.
В заключении можно сделать вывод, что теневой театр– это прекрасная форма обучения и воспитания детей ОВЗ. Использование теневого театра помогло детям стать более открытыми, инициативными, общительными, появилась уверенность в своих силах. Они стали чаще выступать на конкурсах. В настоящее время готовим новогоднюю сказку, с которой выступим перед детьми и родителями в музыкальном зале.