Елена Волонкина
Тематическое занятие «Зов души»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие «Зов души».
Цель: Формировать у детей способности к сопереживанию, милосердию, состраданию посредством музыки.
Задачи: Помочь осмыслению детьми понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Дать детям представление о разновидности песенного жанра - русском романсе.
Публикация «Тематическое занятие „Зов души“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с разновидностью песенного жанра - романсом. Романсы –это городские песни. Авторы их часто были неизвестны. Но так же романсы сочиняли и известные композиторы и поэты.
Романсы отличались теплотой, задушевностью, выражали разные переживания человека. Иногда в них рассказывалось о грустных воспоминаниях.
Мы сейчас послушаем старинный романс А. Алябьева - «Нищая».
Стихотворным источником для этого романса явилось стихотворение французского поэта П. Ж. Беранже в переводе Д. Т. Ленского.
(Звучит романс А. Алябьева - «Нищая»).
Музыкальный руководитель: Ребята, что за история рассказана в романсе?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Да, действительно, в романсе мы услышали непростую историю жизни актрисы. Когда-то она бала молода, пела на сцене.
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
По воле судьбы артистка заболела:
Лишилась голоса и зренья
И бродит по миру одна.
Она все потеряла в жизни, состарилась и стоит у входа в храм.
Зима, метель, и в крупных хлопьях
При сильном ветре снег валит.
У входа в храм, одна, в отрепьях,
Старушка нищая стоит…
И милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей,
И летом, и зимой, слепая.
Подайте ж милостыню ей!
В трактовке текста Беранже Алябьеву удалось найти обобщающий музыкальный образ, раскрыть трагедию униженного и обездоленного человека. Образ безысходного человеческого горя, в тонкой ассоциации с атмосферой зимней природы, метко и лаконично передан в музыке.
Какие настроения и чувства передает музыка этого произведения?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Этот романс проникнут печалью. В нем звучит боль одиночества, нищеты, сожаления о прошлом. Музыка задушевная, жалобная, трогательная.
А какие чувства романс «Нищая» вызывает у вас?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Чувства сострадания, сочувствия, милосердия.
Милосердие…. Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова!
Что оно подразумевает? Как вы его понимаете?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Милосердие-это милость сердца. Милость- идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду.
(Стихотворение Милосердие. Виктор Павлов)
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
Если человек милосердный, то он должен быть каким?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Действительно милосердный человек должен быть добрым, ласковым, честным, правдивым, заботливым, щедрым, терпеливым.
Как вы думаете, мы должны помогать таким людям – нищим или достаточно просто сочувствовать им?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: А как мы можем им помочь?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Быть милосердным значит помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о вознаграждении. Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть картины художников к романсу «Нищая».
(Показ презентации «Романс «Нищая» в картинах художников»).
Музыкальный руководитель: В заключение давайте еще раз послушаем романс А. Алябьева и подумаем о том, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
(Звучит романс А. Алябьева - «Нищая»).