светлана иванова
Тематическое занятие С. С. Прокофьев «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
(Прокофьев)
Программное содержание:
Познакомить детей с композитором С. С. Прокофьевым и его произведениями. Вызвать у детей интерес к прекрасным образцам русской классической музыки. Воспитывать чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе слушания. Пополнить словарный запас новыми словами и понятиями как: вальс, тарантелла, аллегро, оперы, сюиты. А так же с музыкальными инструментами: кларнет, гобой, флейта, скрипка, валторны, фагот, литавры и барабаны.
Публикация «Тематическое занятие С, С, Прокофьев „Петя и волк“» размещена в разделах
Развивать у детей образное мышление, формировать представление об образной природе музыки. Развивать умение оценивать прослушанные музыкальные произведения, высказывать свои суждения о них. Совершенствовать игру на музыкальных инструментах, воображение, память, внимание, фантазию, умение отобразить на бумаге свое отношение к произведению через краски. Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность, музыкальность, умение согласовывать свои действия друг с другом. Воспитывать нравственные качества.
Используемый материал:
Наглядный материал: картинки, игрушки (волк, кошка, утка, птичка, дедушка, охотники, Петя).
Фотография С. С. Прокофьева.
Симфония: «Петя и волк»
Музыкальные инструменты.
Краски, альбомы.
Ход занятия
Под музыку из симфонии «Петя и волк» дети заходят в зал и становятся в рассыпную по всему залу.
Занятие начинается с артикуляционной распевки:
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – шлеп, шлеп, шлеп.
Пухленькие щечки – шлеп, шлеп, шлеп.
Здравствуйте зубки – щелк, щелк, щелк.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок.
Здравствуй мой носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте гости – здравствуйте.
Дети садятся на стульчики.
Муз. рук: Скажите пожалуйста, под какую музыку вы сегодня зашли в зал? Какого она характера?
Ответы детей:
Муз. рук: Все вы верно говорите. А написал это музыкальное произведение великий советский композитор, Сергей Сергеевич Прокофьев. Он жил в 20 веке, писал не только для взрослых, но и для своих маленьких слушателей, то есть для вас.
Вы все хорошо знаете сказку красная шапочка?
Ответы детей:
Муз. рук: Когда Сергей Сергеевич был маленьким, он тоже любил эту сказку. И вот когда вырос, решил сочинить музыку для этой сказки. Получилась у него настоящая Симфония которую назвал «Петя и волк».
Об этой симфонической сказке писали:
С болотца поросшего рясой,
С полей из лесного дупла
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла
К тесовому дому, под елки,
Тропинка тебя приведет.
Расскажут о Пете и волке
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
У сказки свои голоса
Пичугою флейта присвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого – презлого волчища
Валторны заменят собой.
Однако, к чему торопиться,
Твоя эта сказка, бери!
Волшебные двери – страницы!
В нее поскорей отвори!
(Я. Аким)
Муз. рук: Предлагаю прослушать фрагмент из симфонии Петя и волк.
Звучит отрывок (тема волка) в это время, показываю инструмент которым изображают волка.
Муз. Рук: Как вы думаете, какого персонажа изобразил этот инструмент?
Называется он валторна.
Для сравнения, предлагаю послушать еще один отрывок.
Звучит отрывок (тема птички) показывается инструмент изображающий птичку (флейта).
Муз. Рук: А этот персонаж, какой по характеру и звучанию? Они похожи между собой или нет? И в чем их отличия?
Ответы детей:
Муз. Рук: Я предлагаю вам стать самыми настоящими музыкантами, хотите? Тогда выбирайте себе музыкальные инструменты, вы будете изображать героев.
Игра на музыкальных инструментах (отрывок тема дедушка)
Муз. Рук: Как вам наши музыканты? На кого похож наш персонаж?
Ответы детей:
Молодцы получился очень похожий дедушка.
Поменяйтесь местами, кто еще не играл, на инструментах, выбирайте себе.
Игра на музыкальных инструментах (отрывок тема кошка)
Муз. Рук: Как вам эти музыканты? На кого похож этот персонаж?
Ответы детей:
Правильно мягко, ласково, показал композитор этого персонажа. Как его зовут?
Ответ детей:
Я предлагаю сейчас нам поиграть в игру «Музыкальные инструменты»
Как вы думаете, какие музыкальные инструменты встречались в сказке «Петя и волк» и в нашей музыкальной игре.
Ответы детей:
Посмотрите, здесь кто то разбросал картинки, как же нам узнать что же здесь лишнее?
Игра: Что здесь лишнее?
Выберите правильный ответ:
Петя, дедушка, волк, коза?
Скрипка, гитара, барабан?
Утка, птичка, кошка, медведь?
Флейта, синтезатор, фагот?
Вот какие молодцы, внимательно слушали и правильно разложили все картинки.
Но это еще не все, как можно показать настроение или характер музыки? Какими способами?
Ответы детей:
Все вы правильно сказали, мы с вами сейчас будим изображать характер того персонажа, который вам понравился.
Под музыку симфонии «Петя и волк» дети изображают характер персонажа цветовой палитрой.
Замечательные рисунки у вас получились, пока они подсыхают, давайте вспомним.
Что нового вы узнали сегодня?
Инструменты симфонического оркестра
Героев симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева
Чему научились?
Различать и определять инструменты.
Изображать настроение персонажей через палитру красок.
Под музыку дети уходят из зала.