Юлия Саратовцева
Тематическое занятие в старшей группе «Традиции русского чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие в старшей группе «Традиции русского чаепития»
Цель: Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Задачи:
-познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления чаепития из самовара на Руси;
-расширить лексический запас детей словами: самовар, чаепитие;
-воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
Публикация «Тематическое занятие в старшей группе „Традиции русского чаепития“» размещена в разделах
-доставить радость от чаепития, показать пользу чая.
Методы и приё мы:
Словесные: рассказ педагога, художественное слово, диалог (вопрос – ответ);
Игровые: дидактическая игра, сюрпризный момент, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок;
Наглядные: самовар, посуда чайная обычная, иллюстрации с изображениями русского народного чаепития (застолья, угощение, элементы народной одежды (платки, кушаки, кокошники).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, приглашаю вас в путешествие. Предлагаю вам на нашей волшебной машине времени отправиться в прошлое, в древнюю Русь. Прошлое это та жизнь, которая была давным-давно. Раньше наша страна Россия называлась по-другому, Русь. Правда очень похоже ребята?
Дети: отвечают
Воспитатель приглашает детей присесть на заранее поставленные в ряд стульчики.
Воспитатель: Ребята, что-то наша машина времени не хочет заводиться…Может быть ей не хватает топлива?
Дети: отвечают
Воспитатель: Но наша машина времени волшебная, она ездит не на обычном топливе, не на бензине.
Ее можно заправить, отгадав загадки. Ну как, ребята, попробуем заправить нашу машину?
Дети: отвечают
Воспитатель: А вот и загадки, отгадайте их ребятки:
Спрячется от нас с тобой
Куколка одна в другой.
На косыночках горошки
Что за куколки ….(матрёшки)
Кажется все не так,
День проходит кое-как,
Не грусти и не скучай,
Завари покрепче (чай)
Чая лучшая подружка,
Вместительное брюшко.
На брюшке – ушко.
(кружка)
Дети: отвечают
Воспитатель: Молодцы ребята, наша машина завелась, и мы можем отправится в путешествие сквозь пространство и время. Чтобы легко перенести это путешествие мы закроем глаза.
Раз, два, три, в прошлое лети!
Дети сидя на стульчиках закрывают глаза и изображают полет.
Воспитатель подготавливает атрибуты для чаепития (скатерть, самовар, чашки, ложки, блюдца и угощение). Можно подготовить все заранее и просто внести стол с целью экономии времени.
Воспитатель: Друзья, вот мы и прилетели в Древнюю Русь, да и сразу на чаепитие.
Что вы перед собой видите?
Дети: отвечают
Воспитатель: Как наш стол красиво накрыт. Скатерть нарядная, посуда расписная.
А во главе стола стоит хозяин чаепития. Отгадайте загадку, кто же он:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт. (Самовар)
Дети: отвечают
Воспитатель: Да, хозяин стола — это самовар. Предлагаю вам поучаствовать в русском чаепитии. Подберем соответствующие элементы народного костюма (платки, кушаки, кокошники).
Прежде чем сесть за стол, нужно познакомиться с традициями русского чаепития :
Вот некоторые традиции :
В купеческих семьях было принято пить чай из блюдечек — так он быстрее остывает.
Гостей приглашали на чашечку чая.
На стол ставили начищенный самовар, лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов.
Чай в доме разливала хозяйка.
Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю».
Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших.
Вот такие традиции. Запомнили вы правила?
Дети: отвечают
Воспитатель приглашает детей за стол.
Начинается чаепитие. Воспитатель разливает чай.
Воспитатель: Самовар кипит, самовар поет,
В нем вода бурлит, разговор ведет.
До чего ж хорош наш душистый чай!
Веселей смотри, да гостей встречай!
А знаете ли откуда пришел к нам этот ароматный напиток?
Изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было привычного нам чёрного чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
Затем русский посол Стариков привез от монгольского хана Алтына в подарок государю Михаилу Федоровичу четыре пуда чайного листа. Пуд-это такая мера веса. Довольно долго чай оставался напитком только богатых, зажиточных людей по причине высокой цены.
Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю.
Ребята, пока наш чай остывает, предлагаю вам послушать русские частушки и потанцевать.
Воспитатель включает детям русские народные частушки, соответствующие возрасту детей.
Дети потанцевали (примерно 3 мин)
Воспитатель: Теперь мы можем вернуться к столу и отведать этот прекрасный напиток и угощения. Приятного чаепития.
Дети угощаются чаем (чай можно заранее попросить заварить повара).
Подведение итогов:
Воспитатель: Ну как ребята, понравилось ли вам чаепитие?
Дети: отвечают
Воспитатель: Какие традиции русского чаепития вы запомнили?
Дети: отвечают
Воспитатель: А если вы захотите сами устроить чаепитие, что вы поставите на стол?
Дети: отвечают
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в нашу машину времени и отправляемся назад в группу.
Раз, два, три- в детский сад скорей лети!
Дети садятся на стульчики, закрывают глаза и «прилетают» обратно в группу.