Татьяна Коробицына
Тематическое занятие «Я, ты, он, она — вместе дружная семья. Игры народов Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста
Любовь к родному краю,
знание его истории – основа,
на которой только и может
осуществляться рост
духовной культуры всего
общества.
Д. Лихачев
Цель: создать содержательные условия для формирования первичных представлений о традициях народов Урала в старшем дошкольном возрасте посредством подвижных игр.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр;
Публикация «Тематическое занятие „Я, ты, он, она — вместе дружная семья, Игры народов Урала“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Игры народов Урала
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- учить играть активно и самостоятельно, быстро принимать решение и выполнять его, точно выполнять правила игры;
- учить использовать разнообразные виды фольклора (песенки, потешки, заклички, Продолжать учить старших дошкольников группировать орнаменты, ориентируясь на их узор, цвет, форму и руководствуясь образцом. считалки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей) в самостоятельной деятельности;
- способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов посредством народных подвижных игр.
Развивающие:
- развивать смекалку, наблюдательность, сообразительность, воображение, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать двигательные качества и способности: быстроту, ловкость, координацию движений.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к национальным играм. Учить детей взаимодействию со сверстниками в подвижных играх.
- воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма и взаимовыручки, уважение и интерес к традициям и обычаям народов Урала.
Методической новизной данного сборника является то, что весь материал распределен по разделам:
- Русские народные игры;
- Татарские народные игры;
- Башкирские народные игры.
Весь материал распределен:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность содержания игры и его соответствие уровню подготовленности и развития дошкольников;
- разнообразие двигательных заданий в разных ситуациях;
- соответствие игры поставленной воспитательной задаче.
Предварительная работа: Беседа: «Знакомство с наром Урала»; знакомство и разучивание подвижных игр; знакомство с элементами орнаментов народов Урала; рассматривание национальной одежды.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к подвижным играм народов Урала;
- ребенок использует в самостоятельной деятельности, организует совместно с детьми разнообразные по содержанию подвижные игры народов Урала, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений;
Слайд 1
Ход занятия:
Скоморох приглашает детей:
- Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей
Будем в игры играть
Настроение поднимать!
Дети под музыку «Урал наш родной» заходят в зал
Воспитатель читает стихотворение:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
Я. Аким
Скоморох: Здравствуйте, ребята!
- Песни, игры, хороводы
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора, коль играть пришла пора!
Слайд 2
Вед. Ребята, сегодня мы с вами проведем веселые «Игры народов Урала».
Игры помогают расширять кругозор, проявить смекалку, ловкость. В народных играх много шуток, веселья, соревновательного задора. Игры народов Урала сопровождаются песнями, стихами, считалками, они пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
-А знаете ли вы, какие народы проживают на Урале? (русские, татары, башкиры, таджики и др.).
Ребята, правильно татары, башкиры они являются, как и русские, коренными жителями. Народы уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха они устраивают праздники: ярмарки, сабантуи.
Вот и мы с вами сегодня с вами поиграем в игры народов Урала. Хотите?
Добрый день и добрый час,
Кто пришел послушать нас!
Много вам всего покажем,
И сыграем, и расскажем:
Слайд 3 (русская)
Стих. Ребенок: «Велик Урал от края и до края
Высоких гор, лесов полна земля
Здесь русский человек землицу пашет
И хлеб растит на долгие года».
В: Ребята, какие русские народные игры вы знаете? (Ответы детей).
«Ловишки», «Кот и мышь», «Прятки», «Заря – зареница»
Ведущий: Молодцы!
Скоморох: А давайте, поиграем в русскую народную игру «Заря - заряница».
Слайд 4
Задача. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость.
Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Предварительная работа: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)
Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Материал: лента.
Ведущий: Молодцы, хорошо поиграли.
Ребята, у каждого народа есть свой орнамент.
Посмотрите, какой орнамент на экране?
Дети: Русский.
Задание «Собери орнамент» (дети собирают русский орнамент)
В. Какого народа орнамент собрала ваша команда?
Дети: Русского народа.
Слайд 5
Ведущий: Правильно. Молодцы!
Ну, что, продолжаем играть?
Слайд 6
Стих. Ребенок:
«Мудрый и добрый, башкирский народ
У нас на Урале живет
Любит трудиться и веселиться
В народные игры играть»
В: А какие башкирские народные игры вы знаете? (Ответы детей).
Дети: «Юрта», «Липкие пеньки», «Медный пень».
Скоморох: А в какую башкирскую игру, мы будем играть? Давайте поиграем в игру «Юрта (Тирмэ)»
Слайд 7
В: Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Эй, джигиты, что сидите?
В поле все скорей бегите
Юрты строить нам пора
Собирайтесь детвора!
Организация игры. В игре участвуют три подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. На мелодию без слов ребята переменным шагом, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:
«Мы башкирские ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок».
Ведущий говорит (вместе с детьми):
Раз, два, три «Юрту» собери! После этих слов, дети бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры: После слов «юрту собери» надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту.
Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.
Предварительная работа: беседа с детьми о башкирских традициях, обрядах, играх, праздниках; рассматривание национального костюма.
Задание «Собери орнамент (дети собирают башкирский орнамент)
Какого народа орнамент собрала ваша команда? (Ответы детей).
Дети: башкирского народа.
Слайд 8
Ведущий: Правильно. Молодцы!
А мы продолжаем играть в народные игры.
Слайд 9
Стих. Ребенок:
«Дружный, веселый татарский народ
У нас на Урале живет
Трудится в поле, танцует, поет
Достойный народ на Урале живет»
В: Ребята, а какие татарские народные игры вы знаете? (Ответы детей).
Дети: «Серый волк», «Хлопушки», «Зеркало».
Петрушка: Поиграем мы с вами в татарскую народную игру «Хлопушки»
Слайд 10
Организация игры. На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
«Хлоп да хлоп, сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной».
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Задание «Собери орнамент (дети собирают татарский орнамент)
Какого народа орнамент собрала ваша команда? (Ответы детей).
Дети: татарского народа.
Слайд 11
Ведущий: Правильно. Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, а у нас в группе есть - марийцы.
И Лера со своими родителями предлагают посмотреть, какая же у них национальная игра.
Игра «Ударь по тыкве» (просмотр видеоролика)
Ребята, наша семья – марийцы. Мы тоже живем на Урале в нашем городе Верхняя Пышма. Мы любим играть в игры нашего народа.
Сегодня я принесла вам вот такое маленькое солнце - яркая, круглая тыква. Тыкву не только едят, но еще с ней играют.
И сегодня мы покажем вам, как можно играть с тыквой в нашу марийскую подвижную игру: «Ударь по тыкве»
Слайд 12
А давайте, мы тоже поиграем в эту игру, хотите?
Игра «Ударь по тыкве»
Игрок встает в круг лицом к тыкве, в руки ему дают палку длиной до 1 м, глаза завязывают платком. Повернувшись на месте кругом, он должен угадать, где находится тыква, взмахнуть палкой и ударить ею по тыкве. Успешно выполнившего задание награждают призом.
Правила игры. Ударять палкой по тыкве можно только сверху вниз и только стоя на месте. Повторять удар следует только в том случае, если это оговорено условиями игры. Наблюдающие дети, чтобы не мешать игроку, располагаются у него за спиной или сбоку.
Танец дружбы «Я, ты, он, она»
Слайд 13
В: Ребята, вам понравилось играть в игры разных национальностей?
А какая игра понравилась вам больше? (ответы детей)
Вы сегодня были дружные, ловкие, быстрые. Молодцы!
А вы хотите поиграть в другие игры?
Хорошо, мы с вами продолжим знакомиться с играми разных народов, которые проживают на нашем Урале.
Скоморох: Тут и встрече конец,
Кто играл, тот молодец!
Говорю всем «До свиданья!
До приятных, новых встреч!»
Воспитатель: Нашу встречу я хотела бы завершить такими словами –
«Давайте дружить друг с другом,
Как птицы в небе, как трава с лугом,
Как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»