Шаламова Наталья Николаевна
Сценарий спортивного праздника «На Урале ты и я — вместе дружная семья» по теме «Игры народов Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие реализовано совместно с воспитателем старшей группы и музыкальным руководителем
Цель: создать содержательные условия для формирования первичных представлений об играх и традициях народов Урала в старшем дошкольном возрасте посредством подвижных игр.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр;
- учить играть активно и самостоятельно, быстро принимать решение и выполнять его, точно выполнять правила игры;
Публикация «Сценарий спортивного праздника „На Урале ты и я — вместе дружная семья“ по теме „Игры народов Урала“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Игры народов Урала
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивная семья. Сценарии семейных спортивных развлечений
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- учить использовать разнообразные виды фольклора (песенки, считалки, заклички, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей) в самостоятельной деятельности;
- продолжать учить старших дошкольников группировать орнаменты, ориентируясь на их узор, цвет, форму и руководствуясь образцом.
- способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов посредством народных подвижных игр.
Развивающие:
- развивать смекалку, наблюдательность, сообразительность, воображение;
-развивать двигательные качества и способности: быстроту, ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к национальным играм;
- взаимодействию со сверстниками в подвижных играх;
- воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма и взаимовыручки;
- уважение и интерес к традициям и обычаям народов Урала.
Сценарий распределен по разделам:
- Русские народные игры;
- Татарские народные игры;
- Башкирские народные игры
-Марийские игры
Игры распределены с постепенным переходом от простых к более сложным и разнообразным по тематике играм в соответствии со следующими требованиями:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность содержания игры и его соответствие уровню подготовленности и развития дошкольников;
- разнообразие двигательных заданий в разных ситуациях;
- соответствие игры поставленной воспитательной задаче.
Предварительная работа:
Беседа: «Знакомство с наром Урала»; знакомство и разучивание подвижных игр; знакомство с элементами орнаментов народов Урала; рассматривание национальной одежды.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к подвижным играм народов Урала;
- ребенок использует в самостоятельной деятельности, организует совместно с детьми разнообразные по содержанию подвижные игры народов Урала, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений;
- ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности.
Ход праздника: Дети входят в зал под музыку (перестроение).
Ведущий: «Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!»
Ребята, сегодня мы с вами проведем веселые «Игры народов Урала»
В народных играх много шуток, веселья, задора. Игры народов Урала сопровождаются стихами, считалками, песнями и хороводами.
Народы уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди.
А для отдыха они устраивают национальные праздники: ярмарки, сабантуи.
Ребята, какие народы проживают на нашем Урале? (русские, татары, башкиры, таджики, марийцы и другие).
Вот и мы с вами сегодня поиграем в народные игры жителей Урала.
Скоморох приглашает детей:
Песни, игры, хороводы
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора!
Будем в игры играть, настроение поднимать!
Ведущий:
Стих читает ребенок: (в русском народном костюме)
«Велик Урал от края и до края,
Великих гор, лесов полна земля
Здесь русский человек землицу пашет
И хлеб растит на долгие года».
Ведущий: Ребята, какие русские народные игры вы знаете?
Ответы детей: – «Ловишки», «Заря - заряница».
Ведущий: Молодцы, это русские народные игры.
Скоморох: А давайте поиграем в игру «Заря - заряница».
Ведущий: Для этой игры нам нужно встать в круг и выбрать ведущего, давайте выберем его по считалке.
Считалка: 1,2,3,4,5
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Заря - заряница»
Задача. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость.
Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой за кругоми говорит:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь.
С последними словами водящий отдает ленту одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, они встают друг другу спиной и после слов:
1,2.-не воронь, а беги, как огонь - оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Предварительная работа: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках, рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)
Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Материал:лента.
Ведущий: Молодцы, хорошо поиграли.
Ребята у каждого народа есть свой орнамент.
Посмотрите, какой орнамент на экране?
Дети: Русский.
Задание «Собери орнамент»
Под русскую народную музыку дети собирают русский орнамент(разрезная картинка)
Ведущий: Какого народа орнамент собрали?
Дети: Русского народа.
Ведущий: Правильно. Молодцы!
Скоморох: А мы в игры играем
Веселиться продолжаем!
Стих читает ребенок: (в башкирском народном костюме)
«Мудрый и добрый, башкирский народ
У нас на Урале живет
Любит трудиться и веселиться
В народные игры играть».
Ведущий: А какие башкирские народные игры вы знаете?
Дети: «Юрта», «Липкие пеньки», «Медный пень».
Скоморох: Поиграем мы с вами в башкирскую народную игру «Юрта».
(Тирмэ)»
Ведущий: «Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Юрты строить нам пора
Собирайтесь детвора!»
Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ)»
Организация игры. В игре участвуют три подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Ребята переменным шагом, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:
«Мы башкирские ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок».
После слов дети объединяются в общий хоровод и идут под башкирскую мелодию. После того, как музыка остановится, дети бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры: Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.
Предварительная работа: беседа с детьми о башкирских традициях, обрядах, играх, праздниках; рассматривание национального костюма.
Задание «Собери орнамент
Под башкирскую народную музыку дети собирают башкирский орнамент.
Ведущий: Какого народа орнамент собрали?
Дети: башкирского народа.
Ведущий: Правильно. Молодцы!
Скоморох: А мы в игры играем
Веселиться продолжаем!
Стих читает ребенок: (в татарском народном костюме)
«Дружный, веселый татарский народ
У нас на Урале живет
Трудится в поле, танцует, поет
Достойный народ на Урале живет»
Ведущий: Ребята, а какие татарские народные игры вы знаете? (Ответы детей).
Дети: «Серый волк», «Хлопушки», «Зеркало».
Скоморох: Поиграем мы с вами в татарскую народную игру «Хлопушки»
Татарская народная игра «Хлопушки»
Ведущий: Для этой игры нам нужно встать в шеренгу и выбрать ведущего, давайте выберем его по считалке.
1,2,3,
Мы во двор пошли гулять,
Будем бегать и играть,
И друг друга догонять.
Бегать не умеет слон,
Выходи из круга вон!
Организация игры. На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью. Он подходит к стоящему города и произносит слова:
«Хлоп да хлоп, сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной»
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Задание «Собери орнамент»
(дети под татарскую музыку собирают татарский орнамент)
Ведущий: Какого народа орнамент собрала ваша команда?
Дети: татарского народа.
Ведущий: Правильно. Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, у нас в группе есть еще национальность - марийцы.
И Лера со своими родителями предлагают посмотреть, какая же у них национальная игра.
Марийская народная игра «Ударь по тыкве» (видеоролик)
Ребята, наша семья – марийцы. Мы тоже живем на Урале, в нашем городе Верхняя Пышма. Мы любим играть в игры нашего народа.
Сегодня я принесла вам вот такое маленькое солнце – яркую, круглую тыкву. Тыкву не только едят, но еще с ней играют.
И сегодня мы покажем вам, как играть с тыквой в нашу марийскую игру «Ударь по тыкве».
Скоморох: А давайте, мы тоже поиграем в эту игру, хотите?
Игрок встает в круг лицом к тыкве, завязывают глаза платком. Повернувшись на месте кругом, он должен угадать, где находится тыква, взмахнуть палкой и ударить ею по тыкве.
Успешно попав по тыкве, ребенок выиграл.
Правила игры: Ударить палкой по тыкве можно только сверху вниз и только стоя на месте. Наблюдавшие дети, чтобы не мешать игроку, располагаются у него за спиной или сбоку.
Скоморох: приглашаю всех на флешмоб – с флажками
Флешмоб «Я, ты, он, она»
Молодцы, присаживайтесь.
Скоморох: Тут и встрече конец
Кто играл, тот молодец!
Говорю всем до свиданья!
До приятных, новых встреч!
Ведущий: Вы сегодня были молодцы, дружные, ловкие, быстрые.
Ребята, вам понравилось играть в игры разных национальностей?
А какая игра понравилась больше?
А вы хотите поиграть в другие игры?
Мы с вами продолжим знакомиться с играми разных национальностей, которые проживают у нас на Урале.
Ведущий: Нашу встречу я хотела бы завершить такими словами:
«Давайте дружить друг с другом,
Как птицы в небе, как трава с лугом,
Как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».