Евгения Руцкая
Тематическое занятие для детей 6–7 лет. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1 часть)
Цели занятия : Познакомить детей с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик», формировать интерес к театру у воспитанников. Приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус и обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, определять её характер и настроение. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения, пополнять знания детей о музыкальных инструментах.
Публикация «Тематическое занятие для детей 6–7 лет, Балет П, И, Чайковского „Щелкунчик“ (1 часть)» размещена в разделах
Предварительная работа: Просмотр с детьми мультфильма «Щелкунчик» 1973 года, беседа о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
План занятия :
1. Напоминание детям о сказке «Щелкунчик и Мышиный король», о главных героях сказки и о музыке, которая звучала в мультфильме.
2. Рассказ о композиторе, его произведении, и истории его создания.
3. Слушание «Рождественская Ёлка».
4. Определение характера и настроения музыки.
5. Слушание «Битва Щелкунчика с Мышиным Королём»
6. Определение характера и настроения музыки.
7. Самостоятельная деятельность детей (рисование под музыку)
Слайд № 1
Сегодня дети, мы познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским. Это русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Пётр Ильич считается одним из величайших композиторов в истории музыки, он сочинял музыку для фортепиано, романсы (для голоса и фортепиано, а также музыку для оркестра, оперы и балеты.
Слайд № 2
Однажды, Чайковский прочитал сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана…
Слайд № 3
…«Щелкунчик и Мышиный король».
Слайд № 4
Она ему понравилась. Пётр Ильич решил написать балет по мотивам этой сказки, и назвал его «Щелкунчик».
Слайд № 5-11
На этих картинках вы видите фотографии, сделанные в театре, во время показа балета «Щелкунчик». (просмотр фотографий для создания общего представления детей о жанре балета)
Слайд № 12, 13
В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей.
Слайд № 14, 15
В уютном доме идёт подготовка к празднику.
Слайд № 16
Дети с нетерпением ждут рождественские подарки
Слайд № 17, 18
Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы взрослых и детей.
Слайд № 19
Давайте теперь послушаем часть балета, которая называется «Рождественская ёлка», определим характер и настроение этой музыки. (Слушание музыки, ответы детей)
Слайд № 20
Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Фрицем, приветливо встречают пришедших на праздник.
Слайд № 21
Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, их встречают хозяева и оживление усиливается.
Слайд № 22
Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями.
Слайд № 23
Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.
Слайд № 24
Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом.
Слайд № 25
Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.
Звучит марш, который вам хорошо известен. (Слушание музыкального фрагмента)
Слайд № 26, 27
В зале появляется новый гость — советник Дроссельмейстер, крёстный Мари.
Слайд № 28
Дроссельмейстер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и начинает рассказ об истории этой куклы. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Фриц отнимает куклу и ломает её.
Слайд № 29
Дроссельмейстер чинит Щелкунчика и дарит его Мари.
Слайд № 30
Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой.
Слайд № 31, 32
Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейстер.
Слайд № 33
Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают.
Слайд № 34, 35
Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем.
Слайд № 36
Давайте послушаем часть балета под названием «Битва Щелкунчика с Мышиным королём» и определим характер и настроение этой музыки. (Слушание музыки, ответы детей)
Слайд № 37, 38
Мышиной армии противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленным войском ёлочных игрушек.
Слайд № 39
Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы не равны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх.
Слайд № 40
Король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но….
Слайд № 41
…в этот момент Клара бросает в Мышиного короля башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзает в него свою шпагу. Мышиное войско в страхе разбегается.
Слайд № 42
Противник побежден!
Слайд № 43
Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.
Слайд № 44, 45
Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.