Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнения для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь:
1-2 недели: обследование
3 неделя: тема «Лес»
Цель: Закрепить представления о названии и об основных частях деревьев. Учить детей узнавать деревья, по листья и плодам, видеть их характерные особенности. Расширять представления детей о грибах и ягодах. Учить различать съедобные и несъедобные грибы. Ввести в активный словарь детей названия деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель, грибов (боровик, подберезовик, масленок, опенок, лисичка, мухомор, ягод (клюква, черника, малина, земляника). Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнения для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
Игры и игровые упражнения : ««К дереву бегу!», «С какого дерева лист?», «По грибы», «У медведя во бору», «Что лишнее?», «Какую ягоду сорвали», «Клен», «За малиной в лес пойдем»
Пальчиковая гимнастика: «В лес», «Деревья», «Дерево», «Корзинка»
Дыхательные упражнения : «В лесу», «Дует ветер»
4 неделя: тема «Осень»
Цель: Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлением. Ввести в роль наречия, обозначающие состояние погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено и прилагательные: хмурый, дождливый. Дифференцировать желтый и оранжевый, красный и зеленый цвет. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику. Воспитывать длительный плавный выход.
Игры и игровые упражнения : «Собери букет листьев», «Листопад», «Дождь и дождик», «Подбери картинку к стихотворению», «Осенние листочки», «Один – много», «Какой листок», «Листья», «Дождик».
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Дыхательные упражнения : «Ветер – ветерок», «Осенние листочки»
Октябрь:
1 неделя: тема «Огород. Овощи»
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и вместе их произрастания. Упражнять в различении сырых и вареных овощей на вкус. Дать представление как готовится овощной суп. Закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества, использовать обобщающее слово «Овощи». Обогащать словарь за счет обозначения качеств. Развивать тактильное восприятие, зрительную память. Упражнять детей в согласовании слов и действий.
Игры и игровые упражнения : «Урожай», «Овощи», «Что растет на огороде», «На земле и в земле», «Узнай по вкусу», «Сварим суп из овощей», «Чудесный мешочек», «Кто скорее соберет», «Собери ромашку», «Что изменилось?», «Что лишнее?»
Пальчиковая гимнастика: «Огород», «У Лариски - две редиски», «Капустка».
Дыхательные упражнения : «Угадай по запаху» - развитие глубокого вдоха
2 неделя: тема «Сад. Фрукты»
Цель: Расширять представления детей о фруктах (цвет, форма, размер, запах) с помощью сенсорного обследования, о месте их произрастания. Учить узнавать фрукты по описанию, употреблять обобщающее слово «фрукты».
Расширять словарь по теме. Учить употреблять в речи имена.
Существительные в форме единственного и множественного числа.
Закрепить в речи простые предлоги на, с, в, из. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Игры и игровые упражнения : «Найди свой цвет», «Найди себе пару», «Узнай, что изменилось?», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Ежик и барабан», «Вот так яблоко»
Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Мы делили апельсин»
Дыхательные упражнения : «Угадай по запаху»
3 неделя6 тема «Игрушки»
Цель: Обобщать знания об игрушках, их назначении. Учить определять, из какого материала они сделаны. Учить детей описывать игрушку не называя ее, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные. Развивать пространственные представления, общую моторику, слуховое и зрительное внимание.
Игры и игровые упражнения : «Что игрушка рассказывает о себе», «Найди игрушку по описанию», «Положи игрушку, куда я скажу», «Магазин игрушек», «Что звучит?», «Мячик», «Лошадка»
Пальчиковая гимнастика: «Танины игрушки», «Буратино»
Дыхательные упражнения : «Пузырь»
4 неделя: тема «Кто мы? Какие мы?»
Цель: Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, лица. Различать понятия «девочка» и «мальчик», узнать к какому полу относится сам ребенок.
Пополнять, уточнять и активизировать словарь, образовывая имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Формировать эмоциональную сферу. Развивать мышление, память, мелкую моторику.
Игры и игровые упражнения : «Сделай так, как я скажу», «Ножки», «По дорожке», «По коленочкам ударим» «Скажи ласково», «Очень трудно так стоять», «Настроение», «Вверх ладошки»
Пальчиковая гимнастика: «Две сестрички», «Водичка – водичка»
Дыхательные упражнения : «Спрятался»
Ноябрь:
1 неделя: тема «Предметы гигиены. Зубы и уход за ними»
Цель: закрепить знания детей об основных частях тела, подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Познакомить детей с предметами гигиены и их назначением. Дать первоначальные сведения о строении зубов и уходе за ними. Расширять глагольный и предметный словарь по теме. Развивать : способность имитировать, слуховое и зрительное восприятие, моторику, координацию движений. Воспитывать гигиенические навыки.
Игры и игровые упражнения : «Купание куля», «Наполни тазик», «Что нужно для умывания (купания?», «Льется чистая водица»
Пальчиковая гимнастика: «Мою руки», «Водичка, водичка», «Надо умываться»
2 неделя: тема «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Цель: Уточнить названия одежды, обучи, головных уборов. Закрепить представления о видах одежды
(обуви, головных уборов) соответственно времени года. Учить называть отдельные детали одежды. Учить детей составлять описания внешнего вида друг друга 2- 3 предложениями по образцу воспитателя. Уточнять глагольный и качественный словарь. Учить использовать обобщающее слово «одежда». Развивать восприятие, зрительное внимание, моторику. Воспитывать аккуратность в одежде.
Игры и игровые упражнения : «Одень» куклу», «Сшей одежду», «Магазин одежды», «Собери зимнюю (летнюю и осеннюю) одежду», «Что одела кукла», «Сапожник».
Пальчиковая гимнастика: «Перчатки», «Аленка – маленька», «Посчитаем в первый раз», «Не плачь, куколка моя».
Дыхательные упражнения : «Ходим в шапках»
3 неделя: тема «Мебель»
Цель: Учить детей высказываться из личного опыта на тему предложенную воспитателем. Закрепить умение правильно называть предметы мебели, различать и называть детали мебели. Закрепить знания о назначении мебели. Учить6 понимать и правильно использовать в речи предлоги : около, у, на, за. Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным значением. Учить сравнивать и обобщать, имитировать движения. Развивать мелкую моторику рук.
Игры и игровые упражнения6 «Их чего сделано?», «Найди такую же», «Новоселье куклы», «Кто быстрее?», «Где лежит?»
Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире», «Стул», «Стол», «Стульчик»
4 неделя: тема «Посуда»
Цель: Закрепить знания названия и назначения посуды, различать и называть ее части. Формировать представления их функции. Расширять и активизировать словарь по теме, знакомить с производственными словами (сахар- сахарница, чай – чайник и т. д.). Учить детей составлять предложения по сюжетным картинкам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. Учить сравнивать. Развивать зрительное внимание. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игры и игровые упражнения : «Встречаем гостей», «Кто быстрее накроет стол к чаю?», «Приготовить обед», «Подбери слова – действия к предметам», «Большой – маленький», «Стеклянный чайник», «Чайник – ворчун».
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «За работу»
Дыхательные упражнения : «Остудим чай»