Ольга Геннадьевна Макарова
Конспект музыкального занятия «Дирижёрская палочка» с использованием метода моделирования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети входят в музыкальный зал. Они взволнованы. Музыкальный руководитель
спрашивает, что случилось. Дети отвечают, что перед занятием в группу им принесли посылку, а в ней находился неизвестный предмет. Муз. рук. спрашивает разрешения посмотреть на этот предмет. Дети показывают палочку. Муз. рук. просит детей высказать своё мнение, что же это может быть. Выясняется, что это дирижёрская палочка.
Дети садятся на стульчики.
М. р. Дирижёрская палочка? Значит, она кому принадлежит? Дирижёру? А что же это за профессия такая - дирижёр? (дети отвечают)
Публикация «Конспект музыкального занятия „Дирижёрская палочка“ с использованием метода моделирования в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Значит, это человек, который руководит хором и оркестром.
Ребята, раз уж вы принесли эту палочку мне, то можно я сегодня буду вашим дирижёром?
Ну, раз я дирижёр, то вы будите моим хором. Согласны? Тогда внимательно следите за моими руками и палочкой, ведь каждый жест что-то означает.
Показ движений.
Ладони горизонтально перед собой - тишина и внимание.
Едва заметное колебание пальцами – очень тихо.
Кисть правой руки поднимается вверх и опускается вниз - крещендо и деминуэндо.
Резко смыкаются ладони – тихо, пауза.
А что означает этот жест? Правильно, ручные знаки.
Упражнение для развития певческого голоса.
Переход к пению по ручным знакам
«Хоровое сольфеджио» Г. Струве. 1994 г.
Ну, хорошо. С этим заданием вы справились. Но это была только распевка. А сейчас поём песню «Осень, как рыжая кошка»,сначала все вместе, соблюдая фразы, а второй раз по «цепочке».
Песня «Осень, как рыжая кошка»
Слова и музыка Н. Куликовой. «Музыкальный руководитель» № 5 2008 г.
Муз. рук. оценивает пение.
М. Р. Вы мне сказали, что дирижёр руководит не только хором, но и оркестром.
А какие виды оркестров вы знаете? (дети называют)
Как можно различить эти оркестры? Конечно по инструментам, которые играют.
Сейчас мы прослушаем записи произведений в исполнении разных оркестров, а
попробуйте назвать, какой оркестр играет, и почему вы так думаете.
Слушание произведений.
1. Сен-Санс «Лебедь»
2. И. С. Бах «Шутка»
Молодцы. Вы правильно всё сказали. А теперь попробуем не только назвать эти инструменты, но и показать. Во время звучания оркестра, дети поднимают карточки с изображением тех
инструментов, которые звучат.
Музыкально дидактическая игра «Весёлые инструменты»
Сл. Э. П. Костиной. Муз. Левдокимова.
"Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
Авторы Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина.
Ребята, мы прослушали 2 произведения, исполненные симфоническим оркестром. А исполняли их одни и те же инструменты? А почему? Правильно, потому, что характеры у этих произведений тоже разные. Композитор подбирает те инструменты, которые лучше
всего передали бы особенности каждого произведения. Это называется аранжировка.
Вот мы сейчас с вами тоже будем аранжировщиками. Для этого поиграем в игру.
Игра «Три кита»
Ход игры: Дети поют песню под русскую неродную мелодию «Ах вы сени, мои сени»,
«Песня, марш и танец тоже друг на друга не похожи.
Ты попробуй их узнай и для нас сейчас сыграй»
И передают дирижерскую палочку. Тот, на ком закончится музыка, выходит к столу
с инструментами. Музыкальный руководитель исполняется произведение. Ребёнок должен
отгадать жанр данного произведения и подобрать музыкальный инструмент, подходящий для его аранжировки.
М. Р. Симфонический оркестр и оркестр народных инструментов это замечательно, но я хотела,бы создать свой оркестр. Оркестр детских инструментов. Согласны?
(Дети разбирают инструменты.)
Как много инструментов! Для того, чтобы создать хороший оркестр, мне нужно сделать
правильный выбор. Для этого каждый инструмент должен показать, на что он способен.
Для того, чтобы определиться с выбором инструментов давайте проведём игру
«Бусинки».
Вы по очереди исполняете на своём инструменте один ритмический рисунок, который я
задам, а показывать дирижёрской палочкой вступление для каждого инструмента будет ваш воспитатель.
Игра на сохранение ритма и темпа «Бусинки»
«Оркестровый урок» Автор Тютюнникова «Магазин музыкальных инструментов»
«Музыкальный руководитель» № 6 2008 г.
А теперь давайте покатаемся на музыкальной карусели. Карусель крутится сначала медленно, затем быстрее и быстрее, а потом замедляет темп. Как и в предыдущей игре,вы играете на своих инструментах, но по одному звуку. А чтобы было легче мы возьмём
детские стихи:
Еле-еле, еле- еле закружились карусели,
А потом- потом- потом всё бегом- бегом- бегом.
Тише- тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!
Игра на изменении темпа «Карусель».
Муз. Г. Левдокимова.
«Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
Авторы Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина.
М. Р. Ну, что ж. Вы все справились с заданием. Поэтому вы достойны того, чтобы вас
пригласили в настоящий детский оркестр исполнить настоящее произведение.
Это будет русская народная песня. Но вы знаете, что нужно делать, чтобы исполнение получилось? (дети называют правила).
Назвали всё правильно: слушать друг друга, смотреть на дирижёра и выполнять его
указания. Но не назвали то, без чего не обойдётся не один музыкант в оркестре. Это партитуры всего произведения и каждого инструмента. Моя партитура у меня. Давайте разберёмся в ваших партитурах.
(Дети разбирают, где, чья партитура. Затем припевают мелодию и прохлопывают
ритмический рисунок.)
Дирижировать нашим оркестром будет тоже ваш воспитатель.
Оркестр «Во саду ли, в огороде». Р. Н. П.
М. Р. Я благодарю всех за удачное выступление оркестра. Думаю, что это не последнее наше совместное выступление.
Дети прощаются и выходят из зала.
Цель:
1. Развивать у детей музыкально-эстетическое восприятие произведений народной и классической музыки.
2. Развивать музыкальные способности с помощью метода моделирования
Задачи:
1. Учить различать средства музыкальной выразительности.
2. Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных выразительных отношений музыкальных звуков: звуковысотных отношений двух звуков, звуков трезвучия, динамических оттенков и темповых изменений.
3. Совершенствовать певческие умения и навыки: учить точности и ясности певческой дикции, красоте звуковедения, слаженности ансамбля.
4. Закреплять представления о жанрах музыки. Различать по ритмическим рисункам польку, песню, вальс, марш.
5. Учить подбирать музыкальные инструменты, которые лучше всего могут выразить характер того или иного произведения.
6. Импровизировать мелодии разных характеров на этих инструментах
7. Развивать музыкально – сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков. 1)Ритмических: уметь передавать равномерно заданную ритмическую пульсацию
2)Темповых изменений: замедление и ускорение темпа.
8. Побуждать детей самостоятельно придумывать последовательность игры на различных инструментах.
9. Учить разбирать и обсуждать партитуру пьесы.
10. Отрабатывать слаженность и выразительность исполнения пьесы.