Ольга Клопот
Формирование навыка творческого рассказывания с использованием метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
ОО ФГОС ДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ
старшая группы
Формирование навыка
творческого рассказывания
с использованием метода моделирования
«Весна»
Цель: обучение составлению связного повествовательного рассказа о весенних изменениях в природе с опорой на схему.
Задачи:
1. упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;
2. обогащать словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы);
3. Автоматизация звука –ж-.
Публикация «Формирование навыка творческого рассказывания с использованием метода моделирования» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей.
Познавательное: закрепление знаний о временах года (весна).
Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Художественно – эстетическое: активизировать самостоятельную творческую деятельности детей.
Физическое: координация движений с текстом.
Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных картинок с изображением птиц, цветов, насекомых, животных; схема для составления рассказа о временах года.
Ход занятия.
I. Часть: Организационный момент.
Встаё м с детьми в круг и проговариваем:
Здравствуй правая рука, (протягиваем вперёд)
Здравствуй левая рука, (протягиваем вперёд)
Здравствуй друг, (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг, (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг. (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть, (приседаем)
Можем мы большими быть, (встаём)
Но один никто не будет.
II. Основная часть
Воспитатель: Присаживайтесь ребята на стульчики.
В дверь кто то стучится, и в группу входит Незнайка.
Воспитатель: Ребята, к нам в на занятие пришел гость. Кто это? (Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А хотите, я вам загадаю загадку? (да)
Загадка:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным полна,
А зовут ее. (весна)
Незнайка: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а теперь внимательно послушайте, о чём моя загадка?
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает (Весна)
Воспитатель: Молодцы! Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о весне)
Воспитатель: Незнайка, может расскажешь нам о весне.
Незнайка: Даже не знаю, что вам и рассказать.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Незнайке.
Воспитатель: Почему люди очень радуются приходу весны? Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы! (Ответы детей.)
Игра «Куда пришла весна?»
Условие: Рассказать о приметах весны только «на своей территории». Победит та команда, которая назовет больше признаков.
Ход игры: Дети делятся на команды: «город», «поле», «лес».
Воспитатель: Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)
Почему поздней весной не бывает ледохода? Почему ранней весной не цветет яблоня? Откуда появляются ручейки? Сейчас на улице весна, потому что…
Игровое упражнение: согласовать со словом «весенний» : слова - день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»?
Физкультминутка. (Действия согласно словам.)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сдувает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной?
Дидактическая игра: «Кто заблудился?»
Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края.
Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.)
Пальчиковая гимнастика.
Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом) : ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь) : Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох). Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.
Воспитатель: Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе — солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»
Дети: Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
Весной тает снег, появляются проталины.
Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
Весной облака легкие, белые; их мало, и они летят высоко.
Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.
Воспитатель: Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?
Дети: Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
Весной появляются подснежники.
Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).
Воспитатель: Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.
Дети: Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
Весной заяц меняет белую шубку на серую.
Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.
Воспитатель: Следующая картинка схемы — одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.
Дети: Зимняя одежда: зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т. д.
Весенняя одежда: куртки, плащи и резиновые сапоги, шапочки, туфли, жилетки и т. д.
Воспитатель: Машенька, теперь расскажи Незнайке о весне, а поможет тебе наша таблица. (рассказ ребенка)
Незнайка: Спасибо, вы составили большой и полный рассказ о весне, теперь я смогу рассказать о ней своим друзьям в Цветочном городе. До свидания, ребята.
III. Часть.
Воспитатель: О каком времени года мы свами сегодня говорили? Какие приметы весны вы запомнили? Какие птицы прилетают весной к нам, как они называются? Какие первоцветы вы знаете?