Елена Сысоева
Тематическое мероприятие в рамках проекта «Мартинички куклы Марты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развивающей образовательной ситуации «Знакомство дошкольников с народными куклами» для детей подготовительной группы «Б» №1Цели :
1. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.
2. Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.
3. Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.
4. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.
5. Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
Публикация «Тематическое мероприятие в рамках проекта „Мартинички куклы Марты“» размещена в разделах
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Темочки
Атрибуты:
тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Купавка», куклы-обереги, мультимедийная презентация «Народные куклы»
Материалы: ткань, нитки (заранее подготовленные на каждого ребенка).
Содержание:
Воспитатель 1
На далёком севере в Архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь? " Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко… ". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко! " С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.
Как вы думаете, ребята, о чем мы сейчас будем говорить?
Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)
- Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь –
Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)
- Молодцы, правильно, это кукла.
А вы знаете, что куклы бывают разные?
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу. В старину говорили так:
- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
- Ребята, наш сундучок так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок»
(воспитатель достает из сундука красивую современную куклу)
- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?
- Посмотрите внимательно, что есть у этой куклы? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала она сделана?
Словесная игра «Назови по - другому»
Кукла из пластмасса - …пластмассовая
Кукла из соломы - …
Кукла из тряпочек – …
Кукла из резины - …
Кукла из дерева - …
Кукла из бумаги - …
Кукла из глины - …
Кукла из пластилина - …
На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы (воспитатель достает куклы : тряпичные и соломенные)
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? А чем они похожи?
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.
- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.
- Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
- Давно–давно были вот именно такие куклы.
Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», «Погремушка», «Пеленашка» ее делали при рождении ребенка. В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».
На свадьбу делали жениха и невесту «Неразлучники»(чтобы все вместе делали в семье, сообща, «Десятиручка»(чтобы невеста все успевала по хозяйству).
Во время сенокоса делали куклу, изображавшую женщину, называлась она «Покосница».
А вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем? Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды. Кукла «Колокольчик» изготовливалась на Пасху, чтобы приносить в дом радость и счастье.
На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.
Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?
Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Раньше, давным-давно когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Еще куклы называют куклы-оберег.
Ребята, а как вы думаете, почему такое название «кукла-оберег»? (Ответы детей).
Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
Вот кукла «Кузьма и Демьян» - покровители семейного очага и ремесел. Еще есть кукла-оберег «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище.
Куклу-оберег наряжали, а лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться.
Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).
Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.
Воспитатель 2
Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за столы.
Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем. И все у нас получится.
Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинается тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Вот кукла готова.
Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.
(схема работы)
Заключительная часть.
Какие красивые куклы у вас получились! Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик. Существовала даже примета, если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
- Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
(музыка к хороводу)
«Хоровод – солнышко» с куклами.
А еще в рамках проекта проводилась акция "Мартинички малышам", когда дети своими руками делали куколок и дарили их деткам младшей группы.