Альбина Баталова
Тематический проект «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : средний (три месяца)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели., родители.
Образовательные области:
• Познание.
• Коммуникация.
• Социализация.
• Чтение художественной литературы,
• Художественное творчество.
• Безопасность.
• Здоровье.
• Физическая культура.
• Труд.
• Музыка.
Актуальность темы:
Публикация «Тематический проект „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его в любое время года. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Он им станет только в том случаи, если у него будет богатый запас знаний о том мире, который его окружает и о тех событиях и явлениях что в нем происходит. И мы - взрослые, воспитатели, родители, должны дать необходимые знания об окружающем мире, научить беречь и любить природу с малых лет.
Цель проекта :
• расширять представления детей о зиме, как времени года;
• расширять знания детей о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений в зимний период;
• познакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение;
• формировать интерес к красоте окружающего мира;
• Воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
• Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость.
Задачи:
• Обобщить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы и зимних месяцев.
• Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
• Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
• Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира, познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно – прикладных видах искусства).
• Расширять словарный запас детей.
• Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них.
• Прививать любовь и уважение к народным традициям;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Воспитатели:
• совместная деятельность воспитателя с детьми – наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;
• чтение художественной и энциклопедической литературы;
• подбор материала об особенностях животного и растительного мира зимой;
• подготовка необходимого материала и оборудования для продуктивной деятельности;
• подготовка изобразительного материала, репродукций, пейзажей;
• подбор музыкального репертуара для прослушивания и разучивания;
• подбор игр;
• оформление информационного объявления для родителей.
• Родители:
• Сбор информации о зиме для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
• Пополнение бросовым материалом для детского творчества.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний детей, повышение уровня нравственно- эстетической воспитанности дошкольников. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
Роль родителей в реализации проекта :
• Создание страничек в папку – передвижку «Приметы», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Стихи».
• Заучивание стихотворений о зиме с детьми.
• Рекомендации на совместные прогулки: - наблюдения за деревьями, погодой и погодными явлениями;
- наблюдения за птицами: внешний вид, окраска, образ жизни;
- наблюдение за животными.
• Оформление группы к новому году.
• Подбор фотографий, иллюстраций.
• Участие в проведении совместных праздников, конкурсов и викторин.
Продукт проектной деятельности :
• Организация папки – передвижки «Приметы», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Стихи».
• Организация выставки детских творческих работ «Зима».
• Новогодний праздник. Праздник «Проводы Зимы»
• Оформление презентации по проекту.
Структура проекта :
Весь проект поделен на тематические недели, в начале каждой недели появляются персонажи, которые сообщают о плане работы на неделю. В конце каждой недели проводиться итоговое мероприятие.
Декабрь 1. неделя – «Здравствуй, гостья Зима!»
2. неделя –«Екатерина- Санница» персонаж - Бабка
3 неделя – «В гости к ёлочке» персонаж - Лесовичек
4. неделя – «На пороге Новый год» персонах Санта Клаус
Январь 2. неделя - 3. неделя –«Гуляют ребятки в зимние святки» персонаж - Скоморох
4. неделя –«Сибирь – край в котором мы живем» персонаж Сибирячек.
Февраль 1. неделя – «Олимпийская неделя» персонаж - Спортик
2. неделя –«Зимний калейдоскоп» персонаж -
3. неделя –«Служу Отечеству!» персонаж Богатырь
4. неделя – «Как весна с зимою встретились» персонаж - Весна
Деятельность по осуществлению проекта.
Образовательные области. Вид детской деятельности.
Познание. Старшая группа:
Наблюдения.
Экспериментально – исследовательская деятельность в лаборатории «Знайки».
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней поры.
Беседы: «Что изменилось в природе с приходом зимы?»
«Наша планета»
«Лес – бесценное богатство»
«Птицы зимой?»
«Что такое природа?»,
«Откуда ёлка в гости пришла?»
«Зимние забавы»
«Как животные зимуют»
Занятия: «Лес – наше богатство»,
«С какой ветки детки»
«Зимующие птицы»
Экскурсия.
Рассказ воспитателя о жизни животных зимой».
Рассказ воспитателя «Зимние забавы».
Загадывание загадок об зимних явлениях природы.
Знакомство с народным календарем, обсуждение народных примет.
Знакомство с народными праздниками.
Сравнение природы ранней и поздней зимы.
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Иркутской области, определение их названий.
Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса и птиц, обитающих на территории Иркутской области, определение их названий, образа жизни.
Наблюдения за живой и неживой природой.
Просмотр презентации: «Лесные жители»
Просмотр видеодисков.
Коммуникация Старшая группа:
Рассматривание иллюстраций по теме проекта в книжном уголке.
Рассказывание о времени года по сюжетным картинкам.
Рассказывание по картине П. М. Крымова «Зимний вечер».
Сравнение картин «Зимушка – зима, зима снежная была».
Составление рассказов: «Зима», «Птицы нашего края», «Животные нашего края»
Чтение художественной литературы Старшая группа:
Чтение художественных произведений о зиме, птицах, о животных зимой, зимних традициях и народных забавах.
Чтение и обсуждение о птицах и животных, обитающих в нашем регионе.
Чтение о заповедниках Иркутской области.
Чтение и заучивание скороговорок о птицах, животных и др.
Заучивание стихотворений по теме проекта.
Разучивание колядок.
Социализация Старшая группа:
С/р игры «Магазин зимней одежды»», «Путешествие в зимнем лесу», «Посиделки»
Строительные игры «Терем-теремок деда Мороза», «Зимние кормушки»
Д/И «Кто живет в лесу», «Найди дерево по описанию», «Третий лишний (птицы (животные)», «Это правда или нет», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Здоровье Старшая группа:
Утренняя гимнастика.
Дыхательные упражнения
Физкультурные занятия на улице.
«Как мы побелим простуду» - игра
Физическая культура Старшая группа:
Подвижные игры по теме: «Снайперы», «Снежная карусель», «Два Мороза», «Снежная баба», «Мороз», «Мороз – красный нос», «Пятнашки на санках» и др.
Пальчиковая гимнастика «Зима», "Воробушек"
Спортивные соревнования на свежем воздухе.
Зимние игры-забавы на участке. Катание на лыжах.
Труд Старшая группа:
Постройка фигур из снега на участке.
Уборка снега
Расчистка дорожек от снега
Сгребание снега в лунки деревьев и кустарников.
- Индивидуальная работа.
, "Что это…", "Направо – налево".
Безопасность Старшая группа:
Беседа «Правила поведения в природе»
Беседа «Опасности в зимнее время»
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Музыка Старшая группа:
Слушание детских песен о зиме.
Слушание произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года».
Слушание голосов птиц.
Слушание голосов диких животных.
Хороводные игры
Разучивание народных плясок
Художественное творчество Старшая группа:
Лепка «Дикие животные», «Птицы»
Граттаж «Зимние узоры», «Зимняя сказка»
Аппликация
Рисование «Пейзаж», «Новогодний праздник в детском саду»,
Поделки «Новогодние игрушки», «Снеговик», «Ангелочки»,
Оригами «Перелетные птицы», «Животные леса»
Составление макета «Зимний лес»
Конкурс рисунков.
Заключение: Оформление презентации по проекту.