Наталья Чвилева
Проект «Зимушка-зима» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Зимушка-зима»
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца)
Автор-разработчик : воспитатель 1 кв. кат. Чвилёва Н. А.
Постановка проблемы:
Темочки:
Проведя диагностическую беседу, я выяснила, что у детей недостаточные знания о зиме (называют 1-2 признака, не знают элементарных правил безопасности, маленький словарный запас). Из этого следует, что необходимо провести работу по теме «Зима», пополнить развивающую среду.
Цель: формирование представлений о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность, наблюдения на прогулке, художественное творчество, чтение художественной литературы, знакомства с краткими народными формами фольклора (загадки, потешки, народные приметы, пословицы и поговорки, песни и т. п.)
Задачи:
1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы.
2. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования со снегом и водой.
3. Формировать представления о безопасном поведении зимой.
4. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
5. Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей.
6. Развивать внимание, наблюдательность, речь, познавательную активность.
7. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки).
Познакомить с трудом дворника в зимний период, его рабочим инструментом.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательного интереса к изучению неживой природы, посредством наблюдения объекта в естественных условиях;
- развитие интереса к явлениям неживой природы в естественных условиях, и в ходе экспериментальной деятельности,
- развитие связной монологической и диалогической речи, обогащение словаря.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён
человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрого воспитателя и наставника.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между
объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию
научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его
более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы
начинаем любить его.
Этапы проекта :
I.Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
- пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, дидактические игры, составление картотеки наблюдений и исследований объектов неживой природы в зимний период)
- составление плана проектной деятельности
II.Основной
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают посылку от деда Мороза. В посылке письмо и Снеговик. Дед Мороз присылает своего помощника, который будет рассказывать ребятам о самом интересном и увлекательном времени года – зиме.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
В конце зимы Снеговик должен будет вернуться к деду Морозу и привезти с собой фотоальбом с фотографиями, которые расскажут ему о том, как дети провели зиму, что они видели, с и чем познакомились.
3. Выполнение проекта.
Образовательная
область Интеграция
образовательных
областей Совместная деятельность
Социализация
Познание
Коммуникация
д/и «Сложи картинку», «Так бывает или
нет?», «Что напутал художник?», «Парные
картинки», «Кто прилетел к кормушке?»
игра-забава «Волшебная снежинка»
Познание
Коммуникация
Познание
Наблюдения
Проектная деятельность
Экспериментально-исследовательская деятельность Наблюдения за погодой
Опыты со снегом
НОД «Оденем куклу на прогулку»
Коммуникация
Познание
Чтение
художественной
литературы
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание стихотворений о зиме.
Загадывание загадок. Использование
пословиц, поговорок о зиме, объяснение их
смысла.
Беседа «Почему люблю я зиму?»
НОД «Рассматривание картины «Катаемся
на санках»
Чтение
художественной
литературы
Коммуникация
Познание
Л. Воронкова «Снег идет»
О. Высотская «На санках»
З. Александрова «Снежок»
Потешки «Ты мороз, мороз, мороз…», «Уж ты, зимушка-зима…»
Безопасность
Коммуникация
Познание Беседы: «Если хочешь быть здоров…»,
«Опасный лед»
Продуктивная
деятельность
Коммуникация
Познание Художественное
творчество Рисование «Деревья в снегу»
Лепка «Снеговик»
Раскрашивание «Забавный снеговик»
Аппликация «Новогодняя открытка»
Физкультурно-
оздоровительная
работа
Социализация
Коммуникация п/и «Догонялки», «По снежному мостику»,
«Зимний хоровод», «Кто дальше бросит сне-
жок», «Воробушки и автомобиль»
ф/м «Прогулка», «Снежок», «Подружились»
Пал/и «Снежок», «Пирог», «Снеговик»
Скольжение по ледяным дорожкам. Игра в
снежки. Катание с горки на санках-«ледянках»
Художественное творчество Музыкальное воспитание Подготовка и проведение новогоднего утренника (совместно с муз. руководителем)
Работа с
родителями Оформление папки – передвижки:
«Пять родительских заблуждений о морозной погоде»;
«Учимся наблюдать за природой зимой»
«Зима – не время болеть!» (профилактика ОРВИ)
«Новый год и не только» (консультация о зимних праздниках);
«Мы зимою птиц кормили, мы столовую открыли» (мастерим кормушки для зимующих птиц);
Консультация для родителей «Прогулка в лес»
Оформление фотоальбома «Кабы не было зимы….!»
III. Презентация проекта
- изготовление альбома «Зима»
IV. Итоги проекта
- желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них,
- большой интерес детей к наблюдениям за природой и экспериментальной деятельности
- значительное обогащение словаря по лексической теме «Зима»
Трансляция проекта :
Выступление на педсовете
Перспективы проекта :
В дальнейшем планирую разработать проект «Весна - красна»