Ирина Макарова
Проект Цикл «Времена года» «Зимушка-зима»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 1527»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 3 «МЕДВЕЖОНОК»
П р о е к т
Цикл «Времена года»
«Зимушка-зима»
Младшая группа
Подготовили и провели: воспитатель Макарова И. В.
Воспитатель Смирнова Ю. Ю
2018-2019 уч. год
Перспективный план реализации проекта
I этап. Предварительный
Публикация «Проект Цикл „Времена года“ „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
9. Составление плана проектной деятельности
10. Изучение методической и художественной литературы, поиск информации в интернет ресурсах
11. Подбор наглядного материала и иллюстраций
12. Подбор конспектов непосредственно образовательной деятельности, физкультминуток, художественной литературы
13. Подбор подвижных, дидактических, настольно-печатных игр
14. Составление памятки для родителей «Прогулки с детьми зимой», «Новый год у ворот. История и традиции праздника», «Ура, новогодние каникулы!»
15. Разработка консультации для родителей «Лексическая тема «Зима»
16. Формирование предметно-развивающей среды в уголке природы
II этап. Практический
Работа с детьми.
Раздел Название Программные задачи
Познание (ФЦКМ) «В январе, в январе много снега во дворе»
О. А Соломенникова, с 17
«Подкормим птиц зимой» О. А. Соломенникова, с 15 Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.
Расширять представления о зимующих птицах. Формировать желание подкармливать птиц зимой
Познание (ФЭМП) «Соберем урожай овощей» И. А. Помораева, В. А. Позина, з. 4 Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов, выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного
Развитие речи «Рассматривание картины «Зимой на прогулке» В. В. Гербова, с. 50
Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворение А. Босева «Трое» Учить детей рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой, оживить в памяти впечатления от снегопада. Помочь детям запомнить стихотворение «Трое»
Ознакомление с худ. литературой Рнс «Лисичка сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», В. Г. Сутеев «Елка», С. Г. Козлов «Новогодняя сказка», «Снег пошел», И Пивоварова «Зима», И. Токмакова «Медведь», З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», Знакомить детей с худ. литературой, учить слушать внимательно, отвечать на вопросы взрослого по прочитанному произведению
Пальчиковая гимнастика «Мороз», «Зимние забавы», «Новогодние игрушки», «Прогулка»
Развитие мелкой моторики пальцев
Познание. Экспериментирование «Во что превращается снег, если его нагреть» Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем мире
Познание. Наблюдения на прогулке Наблюдения за погодой, снегом, зимним небом, вьюгой, снегопадом, изменениями в одежде людей см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т. Г. Кобзева Учить детей замечать сезонные изменения зимой
Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит», «Снежиночки-пушиночки», «Белые медведи», «Кто дальше бросит снежок», «Снайперы». Лепка снеговиков, постройка снежного лабиринта Совершенствовать движения и выполнять их в соответствии с текстом, улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе эмоциональных переживаний
Музыка Танец «Снежинки», сценка «Звери спешат на праздник», хороводы и песни «Вот пришел к нам Мороз», «Елочка-елка», «Возле елочки пушистой малыши-карандаши» Развивать певческие и танцевальные навыки, развивать речь при анализе музыкальных впечатлений, чувство ритма, импровизационные способности
Дидактические и настольно-печатные игры «Кто к нам в гости приходил» (рассматривание следов на снегу,
НПИ «Времена года» Учить детей различать и называть следы птиц, животных, людей на снегу, сравнивать по размеру (большой, маленький, развивать произвольное внимание, мышление. Формировать знания детей о временах года
Художественное творчество Рисование «Вьюга-завируха» И. А. Лыкова, с. 66
Рисование «Серпантин танцует» Познакомить детей с техникой рисования «по мокрому». Экспериментирование с красками для получения разных оттенков синего цвета. Развивать чувство цвета и композиции
Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаш от бумаги. В процессе рисования использовать карандаши разного цвета
Художественное творчество Лепка «Новогодние игрушки»
Лепка
«Вот какой снеговик» Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста. Активизировать освоенные приемы лепки и способы оформления декоративными элементами
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их в шар, сплющивать в диск, приклеивать на изображение дерева на листе картона
Художественное творчество Аппликация «Снежинки-сестрички» Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга. Побуждать к дополнению аппликативного образа декоративными элементами, нарисованными красками. Развивать наглядно-образное мышление, воображение
Художественное творчество Рисование «Деревья в снегу» Учить передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Развивать эстетическое восприятие
Художественное творчество Аппликация «Снеговик»
Учить приемам наклеивания готовых форм. Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании
Музыка Праздник «Новый год»
Работа с родителями
4. Памятка для родителей «Прогулки с детьми зимой»,
5. Рекомендации по чтению художественной литературы о зиме, зимних изменениях в природе
6. Участие родителей в оформлении группы к празднику «Новый год»
III этап. Заключительный
Праздник «Новый год»
Пальчиковые гимнастики
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
«Новогодние игрушки»
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развесили игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
Спать легли (ладошки под щечку).
«Мороз»
Вот пришел к нам мороз (пальчиками изображаем шаги,
Щиплет щеки, щиплет нос (Щиплем щеки и нос,
Ручками помашем (машут руками,
Ножками попляшем (топают ногами).
Раз-два-три, раз-два-три
Будем мы лепить снежки (имитируют движения лепки).
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем пальчики сжимать (сжимаем пальчики).
Уходи, Мороз седой (машем руками)
Да с лохматой бородой (приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами).
Подвижные игры зимой на свежем воздухе для младших дошкольников
Игры и забавы с санками
Санный круг
В этой игре участвуют несколько человек. Санки расставляются по большому кругу на расстоянии не менее 2—3 м друг от друга. Каждый играющий становится около своих санок внутри круга. Взрослый предлагает детям выступить в роли «шоферов». «Шоферы едут» на своих «автомобилях» по дороге (кругу). Около санок «автомобили» останавливаются, «шоферы» выходят и присаживаются на них отдохнуть. Потом они снова садятся «в машины» и едут до следующей остановки. Если рейс длинный (большой круг, «автомобили» двигаются до сигнала взрослого «Остановка!». Движение возобновляется только по указанию взрослого.
Парное катание
Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. Так едут друг за другом несколько пар Потом дети меняются местами
Игры на снежной площадке
Дети разбегаются по площадке и прячутся (присаживаются на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком). На слона взрослого «Сегодня тепло, Солнышко светит, идите гулять!» дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал «Зима пришла, холодно! скорей домой!» все бегут на свои места и снова прячутся.
Снежинки и ветер
В этой игре дети будут снежинками. Они собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» дети разбегаются в разные стороны, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. По сигналу «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» — собираются в кружок и берутся за руки.
Лиса в курятнике
С помощью считалки выбирается лиса (ведущий). Остальные дети — куры.
Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (куры сидят на насесте). На противоположной стороне площадки сидит лиса.
Куры гуляют по двору, хлопают крыльями, клюют зерна, кудахчут. По сигналу взрослого «Лиса!» куры разбегаются, стараются взлететь на насест (взобраться на снежный вал). Лиса салит курицу, которая не успела сесть на насест.
Зайка беленький сидит
Дети, имитируя зайчиков, бегают, веселятся на полянке (площадке, приседают на корточки.
Взрослый
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Дети встают, хлопают в ладоши, скрестными движениями по плечам, делают вид, что греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.
Мишка зайку испугал. Зайка прыг. и ускакал.
Взрослый изображает медведя и пугает детей, они разбегаются по площадке.
Снежиночки-пушиночки
Дети-снежинки кружатся вокруг себя и снеговика. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый
Снежиночки-пушиночки Устали на лету, Кружиться перестали, Присели отдохнуть.
Снежинки останавливаются, приседают отдохнуть, после чего игра возобновляется.
Праздничный торт
Воспитатель предлагает детям приготовить праздничный торт из снега.
Торт может быть любого размера, формы. Его можно украсить цветными льдинками.
Забавные упражнения
Белые медведи
Дети залезают на снежную горку по склону на четвереньках (на прямых ногах, переваливаясь с боку на бок (имитируя движения белых медведей). Взобравшись наверх, сбегают вниз.
По снежному мостику
Дети друг за другом поднимаются на снежный вал и проходят по нему до конца, сохраняя равновесие, потом спрыгивают с него и возвращаются в колонну, чтобы пройти по валу еще раз.
Методические указания для педагогов: следите, чтобы дети не мешали тем, кто идет по валу, не торопили их, помогайте робки м и неуверенным в себе.
Поезд и туннель
Дети, положив друг другу одну руку на пояс, изображают поезд Стоящий первым изображав паровоз, остальные — вагоны. По сигналу паровоза «Ту-у-у!» поезд трогается с места по направлению к снежному туннелю Подъезжая к нему, паровоз снова гудит, после этого поезд проходит в туннель.
Дети меняются ролями и игра продолжается.
Стенка-мишень
Дети играют группами по несколько человек, каждый готовит для себя по 5 снежков.
На снежной стенке рисуется цветной круг диаметром 75 см. Ребята становятся на расстоянии 6 шагов от стенки-мишени и начинают по очереди метать снежки в цель.
Методические указания для педагогов: вместо нарисованной мишени в стене могут быть сделаны отверстия, в которые нужно попасть, любой формы — круглые, квадратные, треугольные и т. п.
Снайперы
На верхний край снежной стенки или вала кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет и предлагают детям сбить их снежком.
Методические указания для педагогов: можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов.
В этом случае в игре одновременно будет участвовать больше детей (по числу предметов-целей).
Кто дальше?
Дети становятся в шеренгу, в одной руке у них по снежку. По указанию взрослого «Бросай
правой (левой!» все одновременно) стараются бросить снежок как можно дальше к указанному ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается победителем.
Кто к нам в гости приходил?
«Кто к нам в гости приходил?» — спрашивает взрослый у малышей, увидев на снегу следы (собаки, зайца, кошки, птиц).
Дети внимательно рассматривают следы и определяют, кому они принадлежат. После этого малыши воспроизводят характерные движения, звуки, повадки этого животного или птицы (лают, мычат, кукарекают и т. д.).