Елена Лемещенко
Тематический проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (2 младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Тип проекта : информационно-ориентированный
Вид проекта : краткосрочный, семейный, групповой
Сроки реализации: 30.11.2015-14.12.2015 г
Актуальность проекта :
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта : Развитие у дошкольников духовно-нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
2. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
3. Заключительный
Подведение итогов. Оформление результата в виде презентации:
а) выставка детских работ;
б) изготовление кормушек.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
-Привитие у детей чувство сострадания к птицам, ответственности за птиц.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На первом этапе, мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением
при холодной погоде, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.
Вместе с детьми выявили проблему и определили пути ее решения:
Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы будем познавать
Зимующих птиц.
Их необходимо
подкармливать в
холодное время года.
Какую пользу приносят птицы людям?
Чем можно и чем нельзя подкармливать
птиц?
Как часто подкармливать птиц?
Почему важно кормить птиц?
Как сделать кормушку для птиц
своими руками и из какого материала?
Спросим у взрослых
(родителей,
воспитателей).
Рассмотрим
познавательную
литературу.
Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей, и успешную реализацию проекта (Приложение 1).
На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила
кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы посвященные птицам, играли в подвижные игры и т. д.
В беседах дети систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред. (Приложение 2)
Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили «меню» для птиц.
Так же для родителей были оформлены консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц» (Приложение №2).
На третьем, заключительном этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями, которые смастерили скворечник, с кормушкой на участке детского сада.
В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. Удалось привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование тематического проекта :
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Виды деятельности Цели и задачи Форма организации Материалы и оборудование
Беседы:
«Что мы знаем о зимующих птицах?
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
Совместная деятельность Презентация
Картинки с изображением птиц.
Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Дать представление детям о зимующих птицах
Совместная деятельность
Презентация
Рассматривание сюжетных картинок Обогатить представление детям о зимующих птицах. Составление описательных рассказов по картинкам Совместная деятельность
Картинки с изображением птиц
Наблюдение за птицами прилетевшими на участок детского сада
Обратить внимание детей на особенности строения тела, повадки птиц.
Прогулка
Совместная деятельность
Картинки с изображением птиц.
Дидактические игры:
«Назови птицу», «Кто где живёт?»,» Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кто чем питается?»
Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти ;обогащение словаря детей; развитие у детей слуховое внимание, фонематическое восприятие звуковых сигналов, тренировать простейшие артикуляционные движения в звукоподражании.
Совместная деятельность
Картинки с изображением птиц.
Подвижные игры:
«Разноцветные синички». «Птички в гнёздышках»,» Воробушки и кот»
«Вороны»
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Прогулка; совместная деятельность
Эмблемы для подвижных игр
Настольная игра
«Разрезные картинки»
Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти.
Самостоятельная деятельность
Чтение худ. лит-ры:
А Прокофьев» Снегири»
В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», И. Поленов «Синичкины кладовки», Н. Грибачева «Ну, морозы…», Г. Скребрицкий «Берегите птиц».
Познавательное развитие.
«Кормушка»
Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.
ООД Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи
Художественно-эстетическое развитие
«Птички» Учить с помощью пластилина в лепке передать форму птицы. ООД Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе
Консультации для родителей:
«Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц» Привлечение родителей к участию в реализации проекта Работа с родителями
Изготовление кормушки для птиц Работа с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игра «Разноцветные синички».
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат.
Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»).
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
Игра «Вороны».
(Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).
Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре — Будут каркать во дворе.
(В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами.
Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.
Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.
Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.
(Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»). Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»
(Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).
Д/игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Консультация для родителей.
«Кормушки для птиц»
Понаблюдайте с детьми зимой
Многие из вас, родителей, из детства наверное помнят как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц.
Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома
рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить
внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост) покажите зимующих птиц : снегиря, синицу,, сороку, ворону, галку, воробья, голубя.
Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту.
Расскажите где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующих птиц. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задайте детям вопросы
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
• Почему они называются зимующими?
• Чем птицы питаются зимой?
• Что для птицы страшнее зимой : холод или голод?
• Как можно помочь птицам?
Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Загадайте загадки о зимующих птицах
• Плотник с острым долотом строит дом с одним окном.
(дятел).
• Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её. (синичка)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья,
белобока, а зовут её. (сорока).
Продукт проектной деятельности.
Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. Плакат «Зимующие птицы». Создание композиции «Птичья столовая» (аппликация с применением изображений птиц, рисование ватными палочками.)Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Кормушки сделанные родителями с детьми