Светлана Сергеевна Галкина
«Поможем зимующим птицам». Проект для воспитанников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий, с познавательно- исследовательскими элементами.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы; характер контактов : среди участников одного учебного заведения.
Срок реализации проекта : долгосрочный (декабрь- март)
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Публикация «„Поможем зимующим птицам“, Проект для воспитанников средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Проблема:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность проекта :
Тема проекта «Поможем зимующим птицам» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Задачи:
• Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
• Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
• Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
• Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• Формировать художественно-эстетический вкус.
• Начать формировать предпосылки исследовательской деятельности.
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Методы реализации:
Метод полной интеграции
Формы реализации:
• интегрированные занятия;
• игры-ситуации;
• беседы;
• наблюдение и исследование ;
• выставки рисунков и поделок;
• экскурсии;
• просмотр мультфильмов;
• рассматривание иллюстраций, картин;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов; художественный рассказ;
• Прослушивание классической музыки.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Домашнее задание:
1. Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература).
2. Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.).
3. Изготовить совместно с ребенком кормушку.
4. Подобрать корм, развивать словарный запас.
5. Выучить стихотворение о зимующих птицах.
6. Подобрать загадки о зимующих птицах.
7. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
8. Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
-Участие в акции «Птичья столовая»
- Консультации для родителей «Как гулять с ребёнком с пользой»
Планирование ожидаемых результатов:
• Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Повышение активности и интереса каждого ребёнка в проектной деятельности;
• Проявление устойчивого интереса к окружающей живой среде у детей средней группы.
• Воспитание сострадания, любви.
• Воспитание художественно-образного виденья мира.
Методическая литература:
Дидактический материал:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Опрос родителей об актуальности выбранной темы для их ребёнка.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Накануне родителям сообщается тема проекта и дается домашние задание:
• Совместно с ребенком сделать кормушку.
• Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
• Отгадывать загадки про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
II этап-разработка проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всё время проекта будем говорить о зимующих птицах и решили привлечь на территорию сада Большую синицу, наиболее распространённую разновидность синиц в городах, и пронаблюдать за её повадками.
• С помощью детей составили план реализации проекта.
• Дети запланировали узнать о Большой синице из фильмов, энциклопедий, презентаций, рассказов и показов и т. д.
III этап – выполнение проекта.
• Игровая деятельность
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы», Разрезные картинки, Найди 5 отличий, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
Дидактические игры:
«Кто где живёт?», «Зимующие и перелётные птицы» «Летает, плавает, бежит» ,«Откуда птица прилетела?» «Чей клюв?» «Узнай по следу» «Голоса птиц»(узнать по голосу) «Синичка и ворона» (сост рассказа, «Сколько птиц в гостях?»
Подвижные игры на площадке:
«Найди пару» ,«Синички»(вот в гнезде проснулись птички, «Стая», «Птички в гнездышках», «Птички», "Воробушки и кот"
• Исследовательская деятельность
Целевые прогулки. Наблюдения:
1. Птицы, что изменилось в поведении зимой?
2. Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под соседними деревьями. Сравнение.
3. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
4. Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
5. Когда воздух можно почувствовать?
6. Как воздух помогает птицам летать?
7. Какие птицы не умеют летать? Почему?
8. Изучаем дерево, плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
9. Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка?
• Экспериментальная деятельность
Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).
Пословица – Как с гуся вода. Почему мы так говорим?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт: на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Как убрать конкуренцию в кормушках?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт: Соблюдали вкусовые пристрастия зимующих птиц.
Внедрение в непосредственно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах средней полосы России.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»
Тематическое занятие по теме: «Птицы родного края»
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»
Наблюдение за птицами.
Участие в акции «Птичья столовая».
Беседа : «Правила поведения в природе.»
Трудовая деятельность
- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
-Подкормка птиц.
-Труд на участке и в природе.
Познавательное развитие.
Беседы:
• «Как живут наши пернатые друзья зимой».
• «Кто заботится о птицах».
• «Пользу или вред приносят птицы? Птицы- санитары леса».
• «Синица Большая» (Развёрнутая тематическая беседа) .
• «Вкусняшки для птиц».
• «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Прогулки «Наблюдение за подопечными»
Просмотр мультфильмов: «Лекарство для синички» ; «Синичкин Календарь – Зима» Видео про синичек (натуралистические журналы) .
Речевое развитие.
Творческое рассказывание:
Составление описательных рассказов о природе, о птицах.
Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…» «Как я спас птичку».
Отгадывание загадок. Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.
Чтение художественной литературы:
И. С. Тургенев «Воробей», Л. Толстой «Хотела галка пить»
М. Горький «Воробьишко» + просмотр мультфильма,
Н. М. Рубцов «Воробей» и «Ворона».
В. А. Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
Т. Волжин «Где чей дом?»,В. Осеева «Сороки»
С. Я. Маршак Произведения для детей.
А. Барто «Синицы возвратились», «Весёлая синица»
Ю. Синицин «Про синицу»
Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Просмотр мультипликационной экранизации одноименной басни И. А. Крылова «Синица»
Художественно – эстетическое развитие.
Рассматривание картины «Синицы» Картина ручной работы из бисера в рамке. (см презентацию, «Синичка» Акварель В. Пичугин (см презентацию, «Синицы» Е. Шувалова Авторская живопись (см презентацию).
Продуктивная деятельность :
Рисование «Синички» (нетрадиционная техника рисования – ладошками).
Аппликация «Птицы на ветке» (Коллективная работа)
Музыкальная деятельность :
Прослушивание музыкальных произведений классики. Прослушивание детских песен. Прослушивание голосов птиц.
Физическое развитие.
Подвижные игры в группе.
Подвижные игры на площадке:
«Найди пару» ,«Синички»(вот в гнезде проснулись птички, «Стая», «Птички в гнездышках», «Птички», "Воробушки и кот".
IV этап- Подведение итогов, анализ проведённой работы.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
• Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
• Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Кормление птиц для малышей стало не только веселым занятием на свежем воздухе, но и познавательным. Оказалось, что малыши не так уж и мало знают о пернатых. А теперь имеют представление и о том, как о них позаботиться зимой.
• Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.