Гармаш Виктория Романовна
Тематический план работы по эмоционально-волевому развитию детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия, способствует формированию самостоятельной, практической и творческой деятельности учащихся. Также у детей наблюдается развитие воображения, наблюдательности, активности в деятельности.
Сентябрь
Блок «Это я!»
Публикация «Тематический план работы по эмоционально-волевому развитию детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Планы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Тема «Мое имя»
Цель: развитие позитивного самовосприятия. Способствовать принятию собственного имени.
Вид работы
- Упражнение «Споем имя»;
- Упражнение «Как можно назвать человека по имени»;
- Упражнение «Паровозик с именем»;
- Пальчиковая гимнастика
Тема : «Мой портрет»
Цель: повышение уверенности в своих силах.
Вид работы :
- «Нарисуй друга»;
- Упражнение «Угадай кто?»;
- Упражнение «О ком речь?»;
Тема : «Я могу быть разным!»
Цель: показать детям, что каждый человек может быть разным.
Вид работы :
- Упражнение «Угадай эмоцию»;
- Психогимнастика «Позы настроений»;
- Упражнение «Голоса эмоций»;
- Упражнение «Пожелание друг другу».
Тема : «Моя семья»
Цель: формирование представлений о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самооценки
Вид работы :
- Беседа «Я и моя семья»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнение «Назови ласково»;
- Раскрашивание гуашью и губкой «Моё домашнее животное» или «Животное, которое я себе придумал».
Октябрь
Блок: «Мои эмоции»
Тема : «Мои эмоции»
Цель: формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния.
Вид работы :
- Игра "Изобрази. "
- Упражнение «Определи эмоцию»;
- Этюд «Сердитый дедушка»;
- Игра «Азбука эмоций»;
- Упражнение «Я чувствую себя сегодня».
Тема : «Радость»
Цель: закрепление знания о чувстве - радость. Формирование способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Вид работы :
- Этюд «встреча с другом»;
- Рисование картины гуашью «Радость» (под музыку);
- Игра с воздушным шариком;
- Знакомство с пиктограммой «Радость»
- «Гимнастика дружных»;
Тема : «Грусть»
Цель: закрепление знания о чувстве – грусть. Формировать представление, почему люди испытывают чувство грусти.
Вид работы :
- Проблемная ситуация «Испорченное настроение»;
- Беседа на тему «Что такое обида»;
- Мимическая гимнастика;
- Изобрази эмоцию «Грусть», техникой рисование трубочкой, подбирая цвет.
Тема : «Страх»
Цель: Знакомство с эмоцией Страх. Снижение уровня страха через идентификацию с его объектами.
Вид работы :
- Доверительная беседа: «Мои страхи»;
- Знакомство с пиктограммой «страх»;
- Игра «Гуси-лебеди»;
- Упражнение «Закончи предложение»
- Обсуждение поговорки «У страха глаза велики».
Тема : «Жадность»
Цель: Знакомство с эмоцией Жадность. Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость.
Вид работы :
- Игра «Изобрази»;
- Знакомство с новой пиктограммой;
- Беседа-ига «Жадность и щедрость»;
- Рисование мятой бумагой и акварелью «Цветы для мамы»;
- Игра «Азбука эмоций».
Ноябрь
Блок: «Эмоции»
Тема : «Горе»
Цель: познакомить детей с эмоцией «горе». Развитие чувства эмпатии.
Вид работы :
- Прослушивание двух музыкальных пьесы С. Майкапара «Тревожная минута»;
- Чтение отрывков из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;
- Беседа по сказке: «Заюшкина избушка».
Тема : «Гнев»
Цель: знакомство с эмоцией «гнев», соответствующей пиктограммой.
Вид работы : :
- Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
- Упражнение «Мешочек криков»;
- Драматизация отрывка из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Тема : «Краски эмоций»
Цель: закрепление умения узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
Вид работы :
- Упражнение «Мешочек злости и страха»;
- Этюд «Как котенок потерялся»;
- Упражнение «Добрые и злые кошки»;
- «Раскрась эмоцию».
Тема : «Приятные и неприятные эмоции»
Цель: закрепление представления детей о разнообразии чувств.
Вид работы :
- Прослушивание произведения «Новая кукла»;
- Совместная деятельность. Коллаж «Мои друзья».
- Упражнение «Ласковые лапки».
- Рисование по замыслу, техника на выбор ребенка.
Тема : «Профилактика подавления эмоций»
Цель: формирование умения детей не стесняться выражать свои эмоции; не подавлять их.
Вид работы :
- Упражнение «Слышать и слушать»;
- Игра «Держи её»;
- Драматизация ситуации «Пропала собака»;
- Упражнение «Зеркало»;
- Игровое упражнение «Коврик злости»;
- Упражнение «Выражаем злость».
Декабрь
Блок: Конфликт
Тема : «Ссоры»
Цель: ознакомление детей с понятием «конфликт». Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.
Вид работы :
- Упражнение «Шарики»;
- Беседа об обидчивости;
- Игра «Поссорились»;
- «Кричалки-шепталки-молчалки»;
- Упражнение «Разговор с руками»;
- Рисование воздушными шариками;
- Игра «Руки помирились».
Тема : «Примирение»
Цель: формировать умение детей рефлексировать (способность анализировать причины и следствия) своё поведения.
Вид работы :
- Упражнение «Извинения»;
- Рисование на тему «Дерево дружбы», техника-рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками;
- Упражнение «Пожелание по кругу».
Тема : «Общаемся без слов»
Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения передавать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения и жесты.
Вид работы :
- Упражнение «Ладошки»;
- пантомимика «Эмоции»;
- Рисование на тему: «Зачарованный лес» (техника «выдувание» - рисование с помощью трубочки);
- Упражнение «Эмоциональный театр».
Тема : «Дружба»
Цель: развитие навыков общения, умения просить и отказывать.
Вид работы :
- Упражнение «Доброе животное»;
- Упражнение «Чудное приветствие»;
- Упражнение «Угадай кто говорит»;
- Игра «Поймай».
Тема : «Лепим настроение»
Цель: Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умение выражать это словами.
Вид работы :
- Упражнение «Моё настроение»;
- Беседа «Что такое настроение»;
- Упражнение «Пластилиновые чудеса»;
- Игра «Настроение и походка».
Январь
Блок: «Я и другие»
Тема : «Мы - разные»
Цель: Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого.
Вид работы :
- Упражнение «Мы разные»;
- Упражнение «Мой хороший попугай»;
- Подгрупповое рисование на тему: «Запутанный клубок» (техника - рисование по кругу).
Тема : «Про меня!»
Цель: Повышение самооценки, развитие самоуважение
Вид работы :
- Рисование на тему: «Цветы в подарок» (рисование свечами и акварелью);
- «Ромашка успеха».
Тема : «Плохо быть одному»
Цель: отработка различных способов поведения в ситуации одиночества, развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества.
Вид работы :
- Рисование парами, (техника «дорисуй»);
- Игровое упражнение «Комплимент»;
- Игровое упражнение «Мы с тобою похожи тем, что…»;
- Совместная деятельность: Плакат «Дружба».
Тема : «Что такое счастье»
Цель: развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.
Вид работы :
- Игровое упражнение «Облака»;
- Игровое упражнение «Это здорово!»;
- Игровое упражнение «Клубок»;
- Изобразительная деятельность бросовым материалом на тему «Рисунок в подарок».
Тема : «Подводим итоги»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Проводим рефлексию.
Вид работы :
- Игровое упражнение «Совместный рисунок»;
- Элементы арт-терапии «Занятие с песком»;
- Упражнение «Закончи предложение»;
- Игровое упражнение «Ласковое слово».