клава
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Публикация «Тематический педсовет „Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у детей отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Причины этому — взрослые сами не умеют играть; просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка :
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи.
В логопедии доказано несформированность с/р игры у дошкольников с ОНР и необходимость обучать их этому виду игровой деятельности (это было отмечено такими авторами как Усачева Л,Н, Косова Г. В., Лазарева Р. Г.). Процесс формирования с/р игры детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны. Наиболее существенные отличия связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослого при испольовании действий с предметами-заместителями. Во время игры дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер.
В ходе проведения с/ р игры осуществляется логопедическая работа по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, контроль за правильным звукопроизношением, развитие связной речи. Поэтом с/р игра является средством развития для дошкольников. Развитие с/р игры у детей с речевой потологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. Без специального организованного обучения игра, направленная на расширение словоря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.
Высокое развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для её изучения в специальной педагогике, психологии. О значении игры для психического развития ребенка расскажет наш педагог-психолог Зоя Алексеевна.
Важно вовремя осуществить поддержку спонтанной игры детей, ее обогащать, обеспечить время и пространство для игры дошкольников.
В профстандарте педагога (который вступит с 1 января 2017 года в силу) в части пятой: профессиональные компетенции педагога ДО (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, указанно:
Педагог ДО должен: п. 3 – Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-матипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность дошкольников.
Так же в пункте 8 профстандарта педагога указано: Педагог должен участвовать в создании психологически-комфортной и безопасной образовательной среды, следовательно, и игровой среды
О требованиях создания РППС в ДОУ говорится так же в ФГОС ДО:
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности в том числе и игровой.
Продуманный подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.
В нашем ДОУ проходил смотр-конкурс «Атрибуты к с/р игре современных детей». По подсчету голосов средний балл:
Младшая группа набрала – 39,2
Средняя группа набрала – 42,5
Старшая группа – 44
Подготовительная группа – 38,5
В рамках тематического педсовета, проводилась тематическая проверка :
(справка по тематическому контролю)
Сегодня в рамках педсовета проводится деловая игра «Повышение компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Оценивать выступления команд будет жюри: заведующий Светлана Анатольевна и ….
Организационный момент: Предлагаю отправиться в путешествие по области «Социализациально - коммуникационная» на поезде под названием «Игра».
Станция первая «Размышляй - кино»
Все мы знаем, что результативность нашей профессиональной деятельности зависит от того насколько правильно мы подобрали методы и приемы обучения.
Перед вами 2 –е доски «Методы» и «Приёмы»
А это карточки, на которых напечатаны методы и приемы. Одна команда выбирает методы, другая приемы.
Вспомним что методы обучения это –
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на достижение ими образовательных целей.
Прием – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Станция вторая «Отвечай-ка»
Викторина «Вопрос - ответ»
1. Основа сюжетно ролевой игры – это вооброжаемая ситуация, которая включает в себя ….(сюжет, роль и игровые действия)
2. Этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
3. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют три типа игрового материала, какие? (предметы – оперирования, игрушки-персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства)
4. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (взрослого человека)
5. Назовите 3 сюжетно – ролевые игры :
5.1. с производственным сюжетом… (магазин, больница, автосервис, школа и т. д.)
5.2. связанных с искусством … (цирк, театр, кинотеатр)
6. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
7. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? (Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
8. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.)
9. Определите к какому возрасту относится характер игровых действий:
- Отдельные игровые действия, носящие условный характер; (мл)
- Отображение в игровых действиях отношений м/у людьми (подчинение, сотрудничество) (подг.)
10. Определите к какому возрасту относится развитие сюжета в воображаемой ситуации:
- сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям м/у людьми. (под)
- Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. (ср)
11. Дата вступления в силу ФГОС ДО (01.01 2014г)\
12. Дата вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании»
13. Назовите 5 направлений развития и образования детей дошкольного возраста.
14. Какой должна быть РППС ДО по ФГОС ДО. / задачи какой обр. обл. решает в большей степени с/р игра.
Станция третья «Угадай - ка»
На карточках напечатано определение одного из требований к РППС по ФГОС ДО
Вам необходимо прочитать и назвать какое требование описано:
1… предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
2. … предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. Так наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.
3…. предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.
4….наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5…. Возможность самостоятельно использовать тот или иной игровой материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины - лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление. Самостоятельно пользоваться играми, игрушками, материалом, пособиями в разнообразных видах детской деятельности.
6… игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Не следует забывать о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть. В группах образовательной организации создаются различные центры сюжетно-ролевых игр,центр театрализации, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки: куклы, машинки и др.
Станция четвёртая «Творческая»
В каждую строчку напротив буквы вписать слово, можно 2 -3, на эту букву, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием – с сюжетно – ролевая игра. И пояснить свой выбор.
Станция пятая «Продолжи предложение»
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»
- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»
-«Моя самая любимая игра…., потому что…»
-«Я считаю, что в игре дети учатся…»
-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Станция пятая «Конечная»
Выбрать любое понравившееся выражение об игре и зачитать.
Итоги игры (слово жюри)
Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним.
Подведем итоги пед. совета. :
Заведующая ДОУ.