Ирина Целыковская
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие полноценной социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогической деятельности ДОУ отводится главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в ДОУ как целостный процесс, так как всестороннее развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности.
Публикация «Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие полноценной социализации ребенка» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Главным критерием социального развития выступает степень самостоятельности, творчества личности, инициативности. В этом вопросе важно, чтобы в ДОУ реализовывалась модель, обеспечивающая успешную и активную социализацию ребенка-дошкольника в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.
Критериями уровня сформированности социальных представлений действительности выступают:
-сформированность определенных оценочных и эмоционально-ценностных отношений к фактам, событиям социальной действительности и явлениям к самому себе в ней;
-сформированность представлений о социальной действительности в рамках использования и применения знаний в общении и деятельности в объеме работающей программы;
-овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения, способность к творчеству, способность удовлетворять собственные потребности и желания;
-сформированность активной и деятельной позиции в овладении социальной культурой, также наличие личностных качеств: активности (самостоятельности и инициативности, способности к самооценке, произвольности. [3, с. 25]
По данным современных исследователей (О. И. Давыдова, А. А. Майер, и др., процесс социализации ребенка-дошкольника, протекает наиболее полно при следующих условиях :
-посредничество взрослых, при достижении взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
-благоприятная социальная ситуация развития;
Образовательный процесс в ДОУ в настоящее время несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку детям и родителям.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Являясь социальным институтом воспитания, через преемственность поколений, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно.
Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка. Главный эффект успешного влияния в дополнении друг друга. [1, с. 85]
Соотношение воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще в начале XX века такие известные педагоги, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др., считали, что до семи лет воспитание ребенка должно осуществляться в семье. Так же были и противники семейного воспитания (А. С. Симонович, К. Н. Ярош, объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. Стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов П. Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания.
В 70-е годы советскими учеными (Т. А. Маркова, Л. В. Загик и др.) были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей. По работе с семьей, были даны практические рекомендации.
Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. [5, с. 38]
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка нельзя недооценивать. Особый эмоциональный микроклимат является главной особенностью семейного воспитания, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Для успешного роста, развития индивидуальности ребенка в семье необходимо наличие целого ряда условий :
1) Создание достаточной свободы для активности ребенка. Ребенок в семье обладает личностной свободой. Логичное и последовательное расширение границ самостоятельности ребенка представляется влияющим на адаптивность ребенка.
2) Гармоничные взаимоотношения в семье. Исследования, проведенные Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожец и др., позволили выделить два типа факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на ребенка. Первый составляет отношения родителей, отношения между родителями, отношения между сестрами и братьями. Ко второму можно отнести материальное положение семьи, жилищные условия, структуру семьи (полный или неполный ее состав). Факторы первого типа доминирующие по сравнению со вторыми.
3) Знание вырастает из осознания ребенком определенных ситуаций своей деятельности. Семья, дающая ребенку право выращивать свои знания на основе своего опыта, способствует формированию у ребенка способности осуществлять самостоятельный выбор и нести за него ответственность.
4) Целенаправленное и эмоционально насыщенное общение взрослых с ребенком. Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником.
5) Общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление сознания ребенка зависит от характера общения, от форм общения со взрослыми, от образа мыслей окружающих взрослых и от того насколько они могут сделать этот образ мыслей понятным ему. [4, с. 18]
Ученые делают вывод на основе многолетнего практического опыта о том, что причинами так называемых «сбоев» в процессе социализации ребенка, являются нарушения в семейных межличностных отношениях. В системе взаимоотношений «родители-ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе стиля и типа воспитательного воздействия в семье. От доминирующего в семье стиля родительского отношения и понимания родителями индивидуально-психологических особенностей детей зависит успешность адаптации ребенка.
От воспитательного потенциала семьи зависит успешность семейного воспитания ребенка. Он представляет собой комплекс средств и условий, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, основные периоды развития, социально-демографические особенности семьи.
По результатам исследований Э. Арутюнянц, существуют три варианта семьи: традиционная (патриархальная, детоцентрическая и супружеская (демократическая). [2, с. 21]
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.
В детоцентрической семье главной задачей считается обеспечение «счастья ребенка». Только для ребенка существует семья. Взаимодействие осуществляется, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи, поэтому ребенок может оценивать мир как враждебный. Велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение.
Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие это диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии самостоятельности, активности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу. [4, с. 31]
Такая классификация семей требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей.
Повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника. Процесс социализации ребенка-дошкольника эта тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. –М., Академия, 2002. -416с.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.
4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
5. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119-128.
6. Примерная программа воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Новая школа, 2003. –12с.