Получи документы

Доклад «Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе»

Татьяна Юсупова
Доклад «Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Сюжетно-ролевая игра— важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе».

Юсупова Т. Г.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №396»

Игра является ведущей деятельностью ребёнка—дошкольника.

Публикация «Доклад „Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе“» размещена в разделах

Игра—это форма отражения действительности. Сюжетная ролевая игра является специфически человеческой деятельностью ребёнка. Игра является социальной не только по содержанию, но и по самой структуре, по своему механизму.

Проблемы игры стала привлекать внимание учёных в конце 19—начале 20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. К. Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века. Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. По словам К. Гросса: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».

В основе рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л. С. Выготского о периодизации детского возраста, получившие развитие в работах Д. Б. Эльконина. Его критериями являются:

• Возрастные новообразования, т. е. «тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени».

Социальная ситуация развития, представляющая собой систему «отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью».

• Ведущая деятельность, т. е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития».

3 этапа становления игры:

1-ый этап. Сюжетно—отобразительная игра (2-3 года). Предметные действия—главное в этом возрасте.

2-ой этап. Становление игры (3-5 лет). Ребёнок начинает копировать взрослых (конкретного человека). Освоение ребёнком роли (обозначать её словом, научиться менять своё поведение в соответствии с ролевым действием детей).

3-ий этап. Развитие сюжетно-ролевой игры отображают не действия, а отношения между людьми.

Как изменился мир игры современного дошкольника?

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и тд.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и тд. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег). На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры :

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Как играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор, на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции, конец игры (было ли логическое завершение и тд.)

Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и тд. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и тд. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельности педагога. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).

Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л. С Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка.

Игровая деятельность имеет особо важное значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, т. к. формирующаяся в ней способность замещения одного предмета другим как бы подготавливает овладение знаковой функцией слова и возможность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего развития слабослышащих детей, одним из основных средств их воспитания. Игры слабослышащих детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей. Игры слабослышащих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако игры слабослышащих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников. Это связано с тем, что восприятие мира слабослышащими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при незначительной познавательной роли речи.

Без работы, направленной на расширение опыта слабослышащих детей, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.

Сюжетно-ролевая игра появляется у слабослышащих детей дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Без специального обучения умению играть, игры слабослышащих детей развиваются медленно и носят, в основном процессуальный характер. В результате задержанного развития речи отстаёт в своём развитии и воображение детей, необходимое для игры.

При специальном обучении игровая деятельность слабослышащих детей принципиально меняется: в их играх находит отражение всё больший круг впечатлений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются; от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств; в играх появляется разнообразное использование предметов, которые получают многообразное значение; всё более существенную роль в играх выполняет речь; в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции игровых действий.

Сюжетно—ролевые игры развивают интерес и любовь к животным, к книге, интерес к учению, к различным видам труда, уважение к людям труда, умение и желание работать. Совместная деятельность в процессе сюжетно—ролевых игр способствует формированию дружеских, товарищеских взаимоотношений между детьми. Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. В игре происходит нравственное развитие ребёнка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива.

Публикации по теме:

Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью «Из-за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации ребенка-дошкольника Наше внимание к игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом.

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развитияСюжетно-ролевая игра как средство речевого развития МАДОУ Боровский детский сад "Дельфиненок" Сюжетно - ролевая игра, как средство речевого развития. Воспитатель: Гузанова Любовь Викторовна.

Проект «Сюжетно-ролевые игры-средство социализации воспитанников семейной группы» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: • Название проекта: «Играем вместе». • Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации воспитанников.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Статья «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации детей младшего дошкольного возраста» По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом для ребенка обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры.

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников. По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением,.

Сюжетно-ролевая игра по пожарной безопасности для старших дошкольников «Стоит только нас позвать, помощь к вам придет опять»Сюжетно-ролевая игра по пожарной безопасности для старших дошкольников «Стоит только нас позвать, помощь к вам придет опять» Цель: продолжать развивать выполнять в игре несколько взаимодействий (пожарная часть и диспетчерская, тушим пожар, лечим пострадавших,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе»
Опубликовано: 6 марта 2016 в 08:47
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Юсупова (УИ 526409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД