Марина Шингалеева
Тематический досуг «Что такое натюрморт?»
Цель: познакомить детей с жанром живописи «натюрморт»
Задачи:
• дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте;
• учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
• закрепить умение определять форму, цвет предметов.
• совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде;
• воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.
Публикация «Тематический досуг „Что такое натюрморт?“» размещена в разделах
Материал: домик; клубок ниток; набор предметных картинок; 5 образцов с «неправильными» натюрмортами; 5 разрезных картинок с натюрмортами; муляжи овощей и фруктов, набор кухонной посуды; шаблоны фруктов, овощей и посуды на каждого ребенка; 4 листа ватмана размер А1 с готовым фоном и нарисованной рамкой наборы восковых мелков на каждого ребенка, картина натюрморт для рассматривания с детьми, аудиозаписи песен, магнитофон, картины с натюрмортами для украшения помещения.
Ход мероприятия:
(Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Воспитатель: Куда бы нам в этот раз отправиться?
Воспитатель: Я знаю, кто нам поможет. Есть у меня клубочек (показывает детям). Клубочек-то непростой, а волшебный. Вот он - то нам дорогу и покажет. Но прежде чем отправиться в путь, нужно взяться за руки и сказать волшебные слова.
-Ты катись, катись клубочек
Через густой лесочек,
Мимо речек и полей
Покажи дорожку нам скорей.
(Дети произносят слова, и друг за другом идут змейкой. Воспитатель с клубочком впереди. Звучит «Песенка друзей», дети подпевают и возвращаются на свои места. Звучит волшебная музыка. Воспитатель считает до 3-х, клубочек прикатился к домику.)
Воспитатель: Посмотрите, клубочек остановился около домика, интересно, кто там живет?
(Воспитатель стучит, никто не отвечает, находит записку и читает: - Отгадай загадку, дверь откроется.)
Воспитатель: Ребята, отгадаем загадку? (Да).
Тогда слушайте:
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной.
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать.
Только ничего не знает
Это маленький …. (Незнайка)
(Дети отгадывают загадку, звучит волшебная музыка, открывается ширма, в домике сидит Незнайка рисует и напевает)
Воспитатель: – Здравствуй Незнайка.
Незнайка: – Здравствуйте ребята, как хорошо, что вы пришли ко мне в гости, не забываете меня, я очень рад. Вы знаете, я так стараюсь, а у меня ничего не получается.
Воспитатель: – А чем ты занимаешься?
Незнайка: – Как чем, своим любимым делом. Я рисую.
Воспитатель: – И что же ты рисуешь?
Незнайка: – Ну…. Как его…. (чешет затылок) нам… нат… Слово такое трудное, не помню.
Воспитатель: – А можно посмотреть?
Незнайка: – Да, конечно – это нам в школе задали. (Протягивает рисунок воспитателю. Воспитатель крутит рисунок, удивляется, показывает детям, дети тоже смотрят и тоже ничего не понимают. Незнайка пытается объяснить).
Воспитатель: – Незнайка, а что тебе надо нарисовать?
Незнайка: – Ну, я плохо слушал, понял что надо придти домой и нарисовать любые предметы которые вижу. Ну вот я и рисую.
Воспитатель: – Незнайка, я поняла тебе надо нарисовать натюрморт.
Незнайка: – Да, да правильно нат…. натюр… (не выговаривает).
Воспитатель: – Ребята давайте поможем Незнайке, повторим все вместе это слово. (Повторяют все вместе).
Незнайка: – А что это такое, и как его рисовать?
Воспитатель: – Сейчас я тебе Незнайка и вам ребята постараюсь объяснить, но сначала ответьте на вопрос кто такие художники? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, а натюрморт это красивая картина с неживыми предметами, которые лежат на столе.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, что такое неживые предметы? (Ответы детей)
Воспитатель: – Это те предметы, которые окружают нас с вами дома и на улице. И запомните, неживые предметы не дышат.
Воспитатель: – Вот скажите телефон это живой или не живой предмет? А яблоко? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, сейчас мы с вами поиграем. Незнайка разложит картинки с предметами, а вы должны выбрать только не живые.
(Дети под музыку ходят по залу и находят картинки с неживыми предметами.)
Воспитатель: – Красоту предметов художники передают в рисунках, но перед тем, чтобы начать рисовать, нужно подобрать несколько предметов и красиво их расставить рядом.
(Воспитатель показывает натюрморт и рассматривает его с детьми)
Незнайка: – Как здорово, мне так понравилось.
Воспитатель: – Незнайка натюрморты бывают разные, а вот какие ты сейчас увидишь, помогут нам в этом ребята.
(Дети выкладывают на мольбертах натюрморты из разрезных картинок. По окончании каждый ребёнок рассказывает, что изображено на его натюрморте.)
Незнайка: - Я всё понял. У меня таких натюрмортов много.
(Незнайка по одной работе протягивает воспитателю)
Игра «Найди ошибку»
( Ошибки: предметы расположены в углу листа; предметы очень мелкие на большой картине; предметы раскиданы по всему листу; нет фона; предметы изображены очень крупно.)
Незнайка: - Я всё понял. Можно мне самому нарисовать натюрморт?
Воспитатель: - Хорошо, но сначала я загадаю загадки, чтобы ты знал, какие предметы будешь рисовать.
(Воспитатель загадывает загадки. Дети приносят предметы- отгадки)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(капуста)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(морковь)
Наливает суп и каши
На тарелочки на наши,
Щи, кисель или компот.
Ну, а мы всё это в рот.
Он в тарелки подливает
И от радости сияет.
Заразительно хохочет:
"Кто ещё добавки хочет?
(половник)
У кого ответа нет
В чём сварить себе обед.
На плите стоит чистюля
Суп сварить нужна …
(кастрюля)
(Незнайка из предметов-отгадок составляет и рисует натюрморт)
Воспитатель:
Солнце светит к нам в окошко,
Ох, устали мы немножко.
Жду в кругу свох друзей.
Собирайтесь поскорей.
Физминутка:
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Воспитатель: - Молодец Незнайка! У тебя получился красивый натюрморт.
Воспитатель: - Ребята, а теперь вы будете художниками. А мы с Незнайкой будем вам помогать.
- Вот вам предметы (у каждой подгруппы детей шаблоны фруктов, овощей, посуды и др.) Вы должны разукрасить предметы восковыми карандашами и создать из них натюрморт.
(Дети в подгруппах под руководством воспитателя и Незнайки создают натюрморты)
Незнайка: - Ребята, как здорово у вас получилось!
- Спасибо, я теперь понял, что такое натюрморт и как художники его создают.
Незнайка угощает ребят фруктами.